Записки на листах «Листопада»: финал смотра и победитель кинофестиваля 

Записки на листах «Листопада»: Последние дни смотра и фильм-победитель кинофестиваля 

Закончился кинофестиваль «Листопад», подаривший поклонникам кино множество интересных лент, собранных с совершенно разных концов света. Пишем о том, чем запомнились последние дни фестиваля.

Основной конкурс 

Как же мы были не правы, когда ранее писали об окончании интересных сеансов. В последний день показали очень необычные фильмы: индонезийское кино о юной любви, ещё не вышедшую российскую ленту о дне мёртвых с Александром Палем, а также победителя киносмотра.

«Илхак» как фильм, взявший главные награды фестиваля

Илхак

«Илхак» — один из немногих фильмов фестиваля, который полностью не соответствовал ожиданиям. Военное кино из Узбекистана абсолютно не заинтриговало своим синопсисом. Мать отправляет всех своих детей на войну и остаётся одинокой. В ожидании сыновей, она тоскует днями и ночами, желая каждому хорошей жизни. Но каково будет горе, если все погибнут? Останется ли что-нибудь в душе старой женщины? Согласитесь, что что-то похожее мы видели уже неоднократно. 

И да, «Илхак» повторяет практически все базовые элементы военных картин: одиночество, преследующее главных героев, любовные отношения, сорванные отправлением на фронт, масштабная сцена боя в окопах и, конечно, пустота в воспоминаниях, оставшихся после войны. Однако всё это приобретает в совершенно искренней ленте, скорее, символический характер.

В «Илхаке» получает окончательное развитие и одна из центральных тем фестиваля. Все раздоры и конфликты между разными поколениями заканчиваются, когда детям приходится идти на войну. Центральный образ матери вызывает восхищение: актриса настолько прониклась образом, что стала будто бы едина с ним. На её работе и строится финал картины: потеря всех своих детей сломала сильную женщину, однако свои эмоции она вынуждена прятать внутри. Вызывает слёзы и финал картины, который показывает будущее героев истории: смерть целого поколения оставила значительный отпечаток на дальнейшем существовании семьи, а также память о героях, которые сражались и победили. Правда, победа ни кого не спасла, оставив лишь огорчение от серьёзной утраты. 

Трудно вообще представить иной фестиваль для первого показа данной работы. Кажется, что практически все условия были на руку работе, которая, впрочем, достойно взяла свои призы: председатель жюри основного конкурса был назначен Ренат Давлетьяров (режиссёр новой версии «А зори здесь тихие…»), который и вручал приз ленте. Вполне возможно, что данный член жюри мог оказать окончательное влияние на победу данного фильма в конкурсе. 

Картина взяла и приз президента Беларуси, который давался за наиболее точно соответствие целям фестиваля: объединение и сотрудничество делегаций мировых стран с Беларусью в сфере киноискусства. Отсюда и ещё одна причина: за пару дней до премьеры фильма было подписанное соглашение о сотрудничестве между Узбекистаном и Беларусью. Последние кадры картины сняты на военном кладбище в Минске, что будто намекает о начале сотрудничества за долгое время до проведения «Листопада». 

«Юни»

Девочка Юни учится в индонезийской школе, проводя практически всё время с подругами. Юни ищет мужчину, который может не только обеспечить ей будущую жизнь, но и по-настоящему полюбить. После двух отказов, она находит нужного человека, которым становится её школьный учитель. 

Наверное, главное, за что можно поблагодарить фестиваль этого года — это отсутствие страха при выборе конкурсных работ. География лент, попавших в Беларусь, впечатляет: Нигерия, Ливан, Индонезия и ещё много других стран-участников с разных концов света. Несмотря на испорченные ожидания от смены организаторов, фестиваль в этом году получил какое-то новое дыхание, став действительно киносмотром международного уровня. 

«Юни» даёт совершенно другое представление того, какими могут быть фильмы о любви. Уделяя внимание незначительным деталям, она создаёт совершенно понятный образ героини, которая может заинтересовать зрителей разного возраста. Юни — подросток, которого совсем не интересуют взрослые заботы. Она хочет просто общаться с подругами, обсуждая ещё неизведанный окружающий мир. Пожалуй, именно он и стал лучшим женским образом фестиваля для многих, правда, совсем не впечатлил жюри. Они поделили приз за лучшую женскую роль между «Моей ночью» и «Следуя за её тенью» — китайский фильм, который нам не удалось посмотреть в рамках фестиваля. 

«Юни» ещё и работа о том, куда могут привести любовные отношения. «Треугольник» окутывает героиню со всех сторон её жизни, что приводит к поэтическому финалу, отсылающему к началу ленты. А сочетая своё действие с индонезийским колоритом, «Юни» становится в ряд самых необычных картин года. Напоминая своими образами то берлинскую «Ундину», то картины Вуди Аллена, а иногда создавая что-то абсолютно новое. 

«День мёртвых» 

День мертвых 2021

Мама и сын отправляются в большое приключение, чтобы навестить всех своих родственников в день памяти предков. Путь им предстоит долгий: в планах посетить пять кладбищ, что займёт целый день. Поездка становится поводом, чтобы обсудить все семейные конфликты, а также помириться между собой. 

«День мёртвых» — российский фильм, дебютировавший на «Кинотавре», чьё производство попало в руки дебютанта Виктора Рыжакова. Популярный театральный режиссёр снял разговорную картину, которая за полтора часа раскрывает все четыре поколения одной семьи через диалог двух персонажей. Дорожное путешествие становится основным способом коммуникации между членами семьи, что напоминает и ещё один российский роуд-муви этого года «Родные». Правда, если «Родные» работали на своей территории (снимал картину уже опытный Илья Аксёнов), то «День мёртвых» представляется как первая проба пера режиссёра, который ещё не выучил основные правила киноязыка. 

Разговор двух персонажей, пускай и сумеет заинтересовать на некоторое время, но, вероятно, не вызовет должных эмоций от финала. Персонажи, пусть и успевают раскрыться, но принимают совершенно серые и туманные облики.  Не веришь, что в жизни одной семьи может произойти столько событий. Не успевает раскрыться и любовная линия между главным героем и возлюбленной: двигаясь с какой-то целью на протяжении всего фильма, в финале она остаётся открытой и выглядит немного недожатой. 

Не удивляет и режиссёрский стиль молодого дебютанта, который фокусирует все эмоции в нескольких картинках: неоднократно повторяются однотипные кадры, отчего начинаешь уставать. А колорит мексиканского праздника странным образом сочетается с русскими традициями, что наталкивает на множество вопросов. Создатели то и дело пытаются уходить из пессимизма в оптимизм, и обратно, что напоминает хит новогоднего кинопроката «Ёлки». Правда, плохо ли это? Решать уже зрителю, решившему посетить российский фильм, прямиком с фестивалей. 

Основные награды конкурсов «Листопада» 

Специальные призы 

  • Специальный приз за гуманизм и духовность в кино (приз президента Республики Беларусь) – «Илхак» (Узбекистан)
  • Специальный приз Минского городского исполнительного комитета – «Лётчик» (Россия)
  • Победитель конкурса детского кино – «Даже мыши попадают в рай» (Чехия, Франция, Словакия, Польша)
  • Приз исполнительного комитета СНГ – «Qazaq. История золотого человека» (Казахстан, США)
  • Специальная награда представителя межгосударственной компании «Мир» в Республике Беларусь – «Велосипедом до луны»  (Грузия)

Конкурс документального кино (главные призы)

  • Приз зрительских симпатий за лучший документальный фильм – «Стрела» (Беларусь)
  • Специальный приз за документальный фильм – «Тихое наследство»  (Болгария)
  • Гран-при за лучший документальный фильм – «Дальний план» (Россия)
  • Специальный приз жюри кинопрессы – «Герой» (Иран)

Конкурс «Кино молодых» 

  • Диплом за лучший анимационный фильм – «Живопись по номерам» (Австралия)
  • Диплом за искренность – «Медовая сигара» (Франция)
  • Диплом за режиссуру – «Обуза» (Таджикистан)
  • Специальный приз жюри – «Лулу» (Франция)
  • Диплом за лучшее воплощение слогана кинофестиваля «Кино – симфония единства» — «От двери до двери» (Индия)
  • Диплом за точную киноиронию – «Белый гетеросексуальный мужчина» (Россия)
  • Диплом за  успешный дебют – «Маяковский» (Россия)
  • Приз за лучший фильм конкурса «Кино молодых» им. Кирилла Турова – «Сын» (Иран)

Основной конкурс игрового кино

  • Приз за лучшую операторскую работу – «Королевская игра» (Германия, Австрия)
  • Приз за лучшую мужскую роль – «Королевская игра» (Германия, Австрия)
  • Приз зрительских симпатий основного конкурса игрового кино – «Королевская игра» (Германия, Австрия)
  • Специальное упоминание жюри – «Внутреннее сияние» (Венесуэла)
  • Приз за лучшее звуковое оформление – «Огонь» (Казахстан)
  • Приз за лучшую женскую роль – «Моя ночь» (Франция)/«Следуя за её тенью» (Китай)
  • Приз за лучший сценарий – «Герой» (Иран)
  • Приз за лучшую режиссуру – «Огонь» (Казахстан)
  • Гран-при основного конкурса игрового кино – «Илхак» (Узбекистан)

Понравился материал? Поделись с друзьями:

«Купе номер 6» — фильм о том, что человеку нужен человек Previous post «Купе номер 6» — фильм о том, что человеку нужен человек
Тик-Так... БУМ! Next post «Тик-так… БУМ!», эмоциональная история о муках творчества и успехе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *