Основной конкурс
Основной конкурс продолжает огорчать. Создаётся впечатление, что все самые значимые картины кинофестиваля показали, а на последние дни оставили только проходные ленты из основного конкурса. Усталость также берёт вверх над журналистами и членами жюри: кинематографические картины уже не удивляют своим новаторством, оставляя после просмотра смешенные чувства. Правда, предугадать, кто победит в основном конкурсе всё же не представляется возможным: большое количество картин, затрагивающих смежные темы, пускай, и оставляют какую-то попытку спрогнозировать вероятность основных наград, но слишком неточную и вряд ли правдивую.
«Внутреннее сияние»
Мать-одиночка Сильвия поздно узнаёт о своей смертельной болезни. Это и становится поводом, чтобы быстро отыскать людей, способных воспитать её шестилетнюю дочь. Сможет ли женщина найти помощь в разрушающемся мире или же оставит ребёнка в полном одиночестве?
«Внутреннее сияние» — это венесуэльская картина, представляющая новый взгляд на образ «сломленной» героини. Это ещё одна лента из основного конкурса «Листопада», которая даёт представление о жизни одинокой женщины в современном мире. Предыдущие («Моя ночь», «Семь маленьких совпадений») исследовали данную тему с похожей стороны: в центр истории ставились переживания, связанные с прошлым, которые находят своё отражение в настоящем.
Пожалуй, однотипность этих работ — главная проблема основного конкурса «Листопада». Несмотря на присутствие определённых отличительных особенностей в каждой ленте, создаётся впечатление, что ты смотришь одно и то же кино: жизнь в представлениях героинь — это опасное и потерянное пространство, выбраться из которого помогает лишь человеческое общение.
Во «Внутреннем сиянии» достаточно и своих проблем. Режиссёры картины настолько сильно перестарались над созданием её формы, что потерялись важные сюжетные элементы. Сопереживать героям не хочется, а монотонные диалоги о смысле жизни начинают вводить в сон.
Видно и то, что лента гналась за фестивальными наградами: в центре уже изученный конфликт отцов и детей, который, похоже, не перестанет работать, обёрнутый в красивую оболочку арт-хаусного кино. Правда, никаких речей о фестивальных призах тут идти и не может. «Внутреннее сияние» представляется чем-то отдалённым от нашей реальности, способным достучаться лишь для избранных.
Конкурс «Кино молодых»
Неожиданно и то, что конкурс «Кино молодых» не перестаёт удивлять своим качеством. Фильмы, отобранные в программу, не уступают по качеству работам из основного показа, а иногда и вовсе опережают их. А новый способы подачи истории превращают конкурс в настоящее событие: интересно наблюдать не только за формами, в которых созданы картины, но и за их основными темами, а также географией представленных стран. Невероятно собранная программа «вкусняшек» практически со всех пяти континентов — лучшее, что могло случиться с «Листопадом» в этом году.
«Лулу»
Маленькая девочка Лулу живёт со своими родителями в сельской местности. У семьи есть своя ферма, которая становиться одним из способов заработка. Лулу очень сильно любит животных — это и становится её основным даром. Отец девочки говорит, что она способна излечить даже самых больных животных, в числе которых и коровы, практически не дающие молоко. Будучи уже взрослой девочка с радостью вспоминает события далеко ушедших дней, а персонажи из детства преследуют её в сновидениях.
«Лулу» — один из тех фильмов взрослых конкурсов, который могли спокойно показывать в программе детского кино. Помимо курения на экране нет ничего такого, что могло бы навредить юным зрителям, а темы, поднятые в фильме, будто актуальны для любого возраста. Совсем «юная» картина погружает в атмосферу беззаботного детства, задавая ряд насущных вопросов об отношении к экологии и животным на нашей Земле. В образе маленькой девочки, пытающейся остановить многих взрослых от поедания животных, может увидеть черты активистки Гретты Тумберг. Любовь к животным здесь доходит до крайности: девочка отправляется вместе с сестрой в далёкое путешествие, чтобы помочь отцу с разрушающейся фермой.
«Лулу» — это ещё картина о первых чувствах, возникающих в совсем юном возрасте. Неугомонная девочка влюбляется в тихого парнишку, который считает их отношения чем-то несерьёзным. Уже во взрослом возрасте пора встречается вновь: оказывается, что мальчик практически не запомнил внешность своей подружки, зато выучил её необычное имя Лулу. «Лулу – ты единственная и неповторимая на всём свете», — этими словами заканчивается картина, которая вдохновляет на приключения, погружая в атмосферу самого главного времени в нашей жизни — детства.
Внеконкурсная программа
В рамках внеконкурсной программы состоялась премьера одного из самых главных фильмов этого года. Новая картина румынского режиссёра Раду Жуде была презентована в характерное время, полностью соответствующее названию: «Безумное кино для взрослых» создано исключительно для взрослых (на самом деле нет!), поэтому и будет идти в ночное время. Вообще сам выход такого фильма в белорусский прокат удивителен: предыдущая картина режиссёра была крайне близка к событиям, происходившим после выборов в Беларуси, а новая так и вовсе изначально была запрещена к прокату во всех странах СНГ.
«Безумное кино для взрослых»
Победитель Берлинского кинофестиваля «Безумное кино для взрослых» — один из самых неочевидных фильмов этого года, который останется в памяти многих зрителей надолго. Румын Раду Жуде снял чёрную комедию о современности, которая высмеивает историю родной Румынии, а также множество современных грехов. И каким-то образом выиграл главный приз популярного современного смотра.
В центре истории школьная учительница, чьи порно-видео случайно попали в сеть, а позже были замечены учениками и их родителями, что повлияло на организацию школьного собрания. Там решится главный вопрос: останется ли преподаватель или же покинет школу из-за всеобщего возмущения?
Поделив всю историю на несколько частей, включая предисловие и три эпилога, Жуде создал «энциклопедию» своего стиля. В «Безумном кино для взрослых» есть отдельная глава, представляющая собой словарь творца, где даётся толкование понятиям мира от лица режиссёра, в том числе и слова «кинематограф». Оказывается, что для румына «кино» — это медный щит, сразивший медузу Горгону. Откровенность и отсутствие страха — главные черты кинематографа Жуде, режиссёра, который смог достаточно точно предсказать основные тенденции этого кинематографического года ещё в феврале.