Основной конкурс
«Семь маленьких совпадений»
Учительница музыки Гертруда, уставшая от семейной жизни со своим мужем-художником, отправляется на природу, где встречает свою старую ученицу. Девушки испытывают друг к другу смешанные чувства. Это и становится окончательным поводом для обеих, чтобы окунуться в своё прошлое. Реальность перемешивается со сновидениями, а верные друзья начинают куда-то пропадать.
«Семь маленьких совпадений» — новая работа венгра Петера Готора, первая после двенадцатилетнего перерыва. Обладатель «Золотого льва» за лучшую дебютную работу снял скучнейшее кино, существующее в каком-то своём пространстве. Это очередной фильм про тяжёлые семейные будни, переполненное фальшивыми образами, которое запутывает зрителя до самого финала. Метафоричность происходящего на экране доходит до крайности: прошлое начинают показывать в чёрно-белом формате, звук работающего тостера становится скримером, а философские морали передаются в разговорах двух голых девушек под кроватью.
Запутывает и сама форма истории, содержащая множество сюжетных линий. Уследить за всеми практически невозможно: персонажи то и дело пропадают с экрана, толком не успевая раскрыться. Это не только вводит в состояние ступора, но и вызывает скуку, а то и вовсе сон.
«Река»
Мужчина и женщина решают покинуть ливанский ресторан, расположенный в самом сердце гор. Высоко парящий в небе самолёт заинтересовывает пару: неподалёку идёт война, чьи звуки доносятся до героев. Неожиданно пропадает девушка, а парень отправляется её искать, попадая в таинственный лес, наполненный тишиной. Природа, окружающая главных героев, становится ключевым «игроком» в только начинающихся отношениях.
Ливанское кино — ещё один редкий экземпляр, который удалось подцепить организаторам «Листопада». Яркий пример того, что, не смотря на политическую ситуацию в стране, новые организаторы смогли собрать кино с совершенно разных уголков мира, которое не перестаёт удивлять.
«Река» — это фильм-медитация, содержащий в себе сразу несколько сюжетных пластов. Это история про любовь двух людей, потерявшихся в своих мирах, которая даёт свой своеобразный взгляд на историю об Адаме и Еве. Молодые люди будто остановились в одном мгновении, оставшись наедине с природой, без какого-либо окружения и связи. Из-за приближающейся зимы лес начал «затухать»: под ногами шуршат листья, умирают растения, а животные ложатся спать. Им вместе и предстоит создать новую «жизнь», а может и загубить её навсегда. Пока за горами идёт нескончаемая война, пара должна помириться между собой, приняв свои недостатки.
«Реку» многие не поймут: первый час на экране кроме блужданий практически ничего не происходит, а все важные детали сюжета раскрываются через непростые метафоры. Лес становится не только способом коммуникации между героями истории, но и помогает помириться персонажам с внутренними «проблемами». Чувствовать в «Реке» приходиться намного больше, чем понимать: существенную роль играют все элементы картины, даже те, которые кажутся незначительными. Летающий в небе самолёт, будто секундомер, показывает скоротечность времени, которое изменяет многое между любовной парой. Схожий приём использовал Кристофер Нолан в своём «Дюнкерке»: там воздушные сцены создавали напряжение, показывая отсутствие каких-либо возможностей у солдат, оставшихся на берегу.
Картина напоминает и недавнюю «Память». Звук, доносящий откуда-то с неба, воспоминания о прошлом, оказывающие влияние на современность, а также сновидения – всё это элементы обеих лент, созданных в абсолютно разных культурных социумах Ливана и Колумбии. Сближает ленты и основная локация: лес, открывающий тайны прошлого для персонажей. А учитывая, что зрители жаловались на отсутствие какого-либо действия в картинах, то и вообще говорит о «соседстве» двух режиссёрских стилей.
Правда, в отличие от Виратесакула, Али Сулиман в финале разжёвывает зрителям, что происходило на протяжении всего действия. Метафоры упрощаются до детского уровня, а главный образ становится попыткой пережевать ещё раз всю информацию, накопленную практически за два часа. Остановка в середине спасла бы ленту от каких-либо минусов, поставив в один ряд с лучшими фильмами года, а так киноманам пришлось довольствоваться лишь медитацией, способной удержать на какое-то время.