Трилогия Джеймса Ганна «Стражи Галактики» подошла к концу, как бы нам этого не хотелось. Сам Ганн уходит строить другую комиксную киновселенную, а нам остаётся рефлексировать по поводу команды колоритных аутсайдеров, покоривших зрительские сердца.
Команда «После Титров» размышляет над тем, что после себя оставят «Стражи Галактики», а также делится эмоциями и личными историями, связанными с этой удивительной серией, где даже говорящее дерево может выбить слезу из смотрящего.
Дисклеймер: в тексте есть спойлеры к франшизе «Стражи Галактики»
– Как «Стражи Галактики» повлияли на жанр супергеройского кино?
Иван Киляков полагает, что почерку Ганна ещё только предстоит оставить след в истории:
Концептуально «Стражи Галактики» никак особенно не повлияли на жанр — с условным «Железным человеком» по масштабу влияния им не сравниться, конечно. Но Джеймс Ганн в этих фильмах нащупал собственный авторский почерк — смесь низкобюджетного треша в духе фантастики пятидесятых, отсылок к поп-культуре (в случае «Стражей» особенно досталось «Звёздным войнам», естественно) и сентиментальности фаната, которому дали переснять любимые фильмы детства, но детство которого ушло.
И вот авторский почерк Джеймса Ганна на жанр супергеройского кино повлияет ещё несомненно — ему же целый DC для этого и выдали.
Виталий Гизатуллин также по достоинству оценивает умение Ганна смешивать жанры, а также снимать по-настоящему развлекательное кино:
Джеймс Ганн создал говорливый, шумный, весёлый, бесшабашный фильм, без намёков на серьёзную мину, как у почти всех топовых супергеройских фильмов до появления «Стражей».
Постановщик всё время играет на эмоциях зрителя, раскручивая жанровую карусель на манер приключенческого бульварного чтива — лёгкого, простого и запоминающегося, не забывая при этом о своих синефильских предпочтениях, пичкая фильм отсылками к психоделической поп-фантастике 70-х и 80-х годов, вкупе с отличными музыкальными номерами.
Евгения Смыкова поддерживает мысль о ретроспективной свежести «СГ»:
В 2014 году «Стражи Галактики» стали глотком воздуха в уже закрепившейся тенденции, что супергеройское кино обязательно должно быть с глубоким смыслом, отвечать запросам общества. Это был проект любителя фантастических экшен-фильмов для таких же гиков, как и он.
При просмотре любой из частей кажется, что ты снова с отцом смотришь боевики 90-ых, что-то в духе «Разрушителя», даже Сталлоне тут.
Даже в общих «Мстителях» сцены со «Стражами» были написаны самим Ганном, из-за этого ломался стиль повествования, и снова это был тот самый глоток радости и ностальгии в самом пафосном кроссовере всех времён и народов.
Варвара Ульяненок ценит бесшабашность Ганна:
«Стражи Галактики» добавили некой хулиганистости, которой явно не хватало беззубым фильмам ЭмСиЮ раньше. Впоследствии будет ещё много попыток повторить эту формулу – у того же Тайки Вайтити, у которого сработало один раз и который полностью провалился во второй попытке.
– Чем запомнятся «Стражи Галактики»?
Виталий Гизатуллин уверен в том, что остроумие Ганна навсегда останется с ценителями кинокомиксов, а также верит в сиквелы:
«Стражи Галактики» запомнятся сатирой на супергероев, ироничным и остроумным видением жанра (правда, иногда с явными перегибами), ураганным монтажом, дозированными экшен-сценами, хорошо прописанными и запоминающимися героями. Последним, кстати, после завершения трилогии, крайне нужны сольные проекты. Зрители однозначно будут по ним скучать.
Евгения Смыкова запомнит мечтательность автора:
Для меня это в большей степени история мечты и исполнения желаний Джеймса Ганна. Вспоминается его пост в премьерный день второй части, где он рассказывал, как создавался проект, и радовался, что у него получилось воплотить в жизнь свою фантазию, которая пришлась по душе почти всему миру.
Варвара Ульяненок считает, что «Стражи Галактики» – это, в первую очередь, герои, этим фильм и запомнится:
Тут всё просто – отличные персонажи, которые растут над собой и перенимают важные жизненные уроки, всегда остаются в памяти зрителей. Наверное. Может, никто особо и не вспомнит мотивацию злодея первой части «Стражи Галактики» (которого, кстати, замечательно сыграл Ли Пейс), но все запомнят взаимоотношения между Звёздным Лордом и Гаморой или Ракетой и Грутом.
Эллина Черникова также видит основную ценность серии в её персонажах:
«Стражи Галактики» помимо прочего отлично ответили запросам целевой аудитории и поколения в целом – молодые парни и девушки, слегка инфантильные и с parents issues увидели на больших экранах пришельцев, которые страдают от тех же проблем. Звёздный Лорд постоянно шутит, чтобы не показаться слабым, Ракета и Гамора – скалятся, Грут внешне ничего не понимает (но в действительности понимает лучше других).
Ганн показал, что супергероями могут быть не просто «люди из народа» типа Человека-Паука, они ещё и в целом очень похожи на всех нас: им нравится слушать музыку, они любят привирать и приукрашивать, им нравятся красивые вещи и они тоже любят деньги!
– Любимый персонаж из команды «Стражей Галактики»
Енот, конечно. Они его подпортили чуть-чуть нераскрытой драмой во втором кинофильме (в прочем, исправились в финале), но в целом гениальный герой. Лихая саркастическая белка с пулемётом — что может быть лучше в качестве ролевой модели?! А вы и дальше любите своих эмо-боев, так сказать.
Иван Киляков
Мой любимый персонаж – это Ракета. Соединение чего-то невероятно милого и острого на язык – я буквально нашла своего внутреннего демона! Также мне близка его рефлексия на происходящее.
Эллина Черникова
Несмотря на то, что изначально Небула — обозлённый антагонист, служащая отцу-тирану убийца — именно она захватила моё внимание.
Смотря фильмы, ищешь эмоции, в которые способна окунуть грамотно прописанная арка персонажа. В данном случае — трансформация личности, превратившая Небулу в полноправного протагониста.
Развлекательное кино далеко не всегда может похвастаться персонажами, которые планомерно проходят жизненные вехи к состоянию самодостаточности. И даже набивший оскомину мотив — добиться признания родителя — раскрывается медленно, погружая глубоко в личную драму героя.
Недолюбленная, пережившая множественную физическую боль, «злобная сводная сестра» не просто приходит к осознанию собственных проблем, но, переживая стадию эмоционального отчуждения, избавляется от нездоровой привязанности в пользу уз созидательных, что в триквеле приводит к очищающему душу катарсису. Понять Небулу — полюбить Небулу!
Валерия Стойкова
Великолепный Дэйв Батиста в роли Дракса. Отважный, смелый воин с трагической историей и специфическим чувством юмора. Его особенность — понимать каждую реплику буквально — служит основным мотором анекдотичных ситуаций. Почти все эпизоды с его участием вызывают улыбку. А его смех — это нечто.
Виталий Гизатуллин
Да, это будет банально, но нет никого лучше Ракеты. Очаровательное, мягкое, наглое создание, за плечами которого непростая судьба. И это чувствуется с первой же минуты. При этом так трогательно и одновременно забавно, что другие герои называют его то собачкой, то кроликом.
Но если говорить не только о «Стражах», то нельзя забывать о Ронане Обвинителе и прекрасном Ли Пейсе. Да, что уже тут скрывать, люблю я британских злодеев.
Евгения Смыкова
Позволю себе соригинальничать и выберу Эго – мне кажется, что он просто чудесно вписывается в историю второй части и идеально служит для сюжетных целей, при этом являясь довольно забавным персонажем. Ну и Курта Рассела невозможно не любить, даже когда он играет не самых приятных героев.
Варвара Ульяненок
– Самый запомнившийся момент или шутка
Шутки не запоминаю совсем, а вот момент: похороны Йонду. Во-первых, потому что он именем вдову Джона Леннона напоминает. Во-вторых, потому что там какой-то страшно пафосный салют и Сильвестр Сталлоне с грустными глазами. Не плакать невозможно.
Иван Киляков
Открывающая сцена из второй части «Стражей Галактики» с танцующим малышом Грутом во время битвы с инопланетным чудищем под Electric Light Orchestra. Лучше кадров с титрами, по-моему, ещё не придумали.
Виталий Гизатуллин
В первой части есть одна маленькая, может быть даже и не всем заметная сцена, когда Ракета приходит в камеру. Он без одежды, сжимает свою робу, сгорбившийся, со шрамами от экспериментов – в этот момент сжимается сердце. А мы понимаем, что это уже совсем не просто боевичок на один вечер, а история персонажей с трудной судьбой.
Евгения Смыкова
Моя любимая шутка из франшизы «Стражи Галактики» – момент, когда Квилл говорит, что в ультрафиолете его корабль – это шедевр абстракционизма. Ракета очевидно не знал, что это за абстракционизм такой, и Кандинский был ему не близок.
Эллина Черникова
Мне безумно нравится начало первой части – оно задаёт интересный и правильный тон, да ещё и готовит нас к наслаждению шикарным саундтреком. Плюс абсолютное большинство реплик Дракса вызывают как минимум улыбку, а как максимум – гомерический смех.
Варвара Ульяненок
Выбрать какой-то один момент в трилогии «Стражи Галактики» – это как назвать любимого брата в многодетной семье. Но, пожалуй, отмечу эпизод из последней части, когда Грут говорит «Я люблю вас, друзья», что символизирует, что нас, зрителей, наконец-то приняли в семью. Такого уровня трогательности в супергеройском кино просто не бывает.
Роман Ковалев
P. S.
Смотреть «Стражи Галактики» – это как снова вернуться в детство и сыграть с друзьями в любимую игру. Джеймс Ганн это хорошо понимает и великодушно дарует такой шанс.
Виталий Гизатуллин
«Стражи Галактики» для меня – проект большой удачи, где почитается что-то смелое, отчасти революционное и бесконечно обаятельное. Когда их пересматриваешь, понимаешь, что участники кайфовали от процесса, а это для меня в кино важнее всего.
Эллина Черникова
«Стражи Галактики. Часть 2» на самом деле заставила довольно серьёзно задуматься над темой отцов и детей, плюс запустила цепочку просмотра всех возможных эссе, препарирующих данный тип взаимоотношений. Джеймс Ганн тут прямо смог раскрыть их с интересной стороны.
Варвара Ульяненок
Мои приключения скромнее, чем у «Стражей», но каждую новую часть я смотрел в новом месте и неожиданных обстоятельствах.
Впервые я познакомился с серией на специальном ивенте в Астане, когда за несколько месяцев до премьеры счастливчикам продемонстрировали фрагмент с побегом из тюрьмы в формате IMAX. Сказать, что зал феерично встречал незнакомых героев и их убойные шутки – не сказать ничего. Сам фильм я позднее посмотрел в родном Павлодаре и стал фанатом этой команды.
Вторую часть мне тоже довелось увидеть раньше официальной премьеры. Чтобы попасть на спецпоказ в Калининграде, пришлось пройти через целый Marvel-марафон с пересмотром не таких уж ярких и обязательных «Человека-муравья», «Доктора Стрэнджа», «Эры Альтрона». Зато в награду не только ранний просмотр картины, но и доступ к небольшой пресс-конференции создателей с их напутствием перед показом.
Заключительных «Стражей» я уже смотрел в Санкт-Петербурге, где как и персонажи фильма обрёл дом, который давно искал. Поэтому и отпустить любимых героев было уже проще, пусть без слёз и не обошлось.
Роман Ковалев
Вспоминается одна история: я в школе учился, когда вышла первая часть «Стражей», и у нас был включенный почему-то в программу предмет «английский театр» – надо было за год подготовить и представить спектакль на английском.
И вот в сентябре, когда мы выбирали пьесу для постановки, все ещё были под большим впечатлением от этого фильма, и главная дискуссия была: ставить условного «Макбета» или инди-версию «Стражей». Грубо говоря, Шекспир против Джеймса Ганна. Кандидатом от народа был Ганн, естественно. То есть не подумайте, ходячий лес в «Макбете» это круто, конечно, и это каждый признает, но ведь ни одно дерево там не говорит «Я есть Грут», а у Ганна и не такое бывает.
Поставили мы, правда, Оскара Уайлда, и вот это решение мне до сих пор не до конца понятно. У Уайлда «Я есть Грут» тоже, увы, никто не говорил.
Иван Киляков