По сюжету фильма «Зачинщики» двое грустных мужчин с иронично весёлыми именами Коби (Кейси Аффлек) и Рори (Мэтт Дэймон) соглашаются на ограбление, задуманное мелким криминальным авторитетом Бостона (поразительно похожий на артиста Семёна Стругачёва актёр Майкл Стулбарг).
Других шансов получить много денег и сразу у обоих больше не будет. Рори трудится на производстве и задолжал по алиментам сыну крупную сумму. Если охарактеризовать его нынешнюю жизнь в двух словах, то тут прекрасно подойдёт старый интернет-мем про печального мужчину в костюме кота, который «уже никому не верит и ничего не ждёт». Рори ходит к психологу (Хонг Чау) про программе для бывших морпехов, но особых результатов это не приносит, и он тускнеет всё сильнее.
Коби чуть менее грустный мужчина, временно (а значит постоянно) нигде не работающий и постоянно обманывающий алкозамок своего мотоцикла при помощи случайных прохожих. Но Коби, в отличии от Рори, ещё на что-то надеется, а сохранить относительно здоровый оптимизм помогает едкий саркастичный взгляд на всё, что его окружает.
План ограбления прост и надёжен, как швейцарские часы: в канун выборов мэра (фактурный Рон Перлман) обчистить его сейф с большой суммой откатов, взяток и т. д. После коротких пикировок по поводу доли каждого в деле и небольшой подготовки в стиле сюжетного ограбления в GTA V, новоиспечённые друзья приступают к осуществлению задуманного. Однако случается казус, которого точно никто не ожидал. Действующий мэр проигрывает более молодому и перспективному кандидату от демократов, и в тот самый сейф никто ничего не заносит. Всё сразу идёт не по плану. Раздаются выстрелы, появляются жертвы, и вот уже за Коби и Рори гонится вся полиция Бостона и местные бандиты.
Даг Лайман — хорошо известный постановщик экшн-фильмов, в числе которых культовая «Идентификация Борна» с тем же Дэймоном в главной роли, хорошо известная «Грань будущего» с Томом Крузом и хиты помельче, вроде «Локдауна» или недавнего римейка классики 80-х «Дом у дороги». И если эффектные экшн-сцены в своих фильмах Лайман уже поставил на поток, то в «Зачинщиках» он решил показать себя немного в другом диапазоне: лирическом, сентиментальным и даже комедийном. «Зачинщики» уверенно занимают место где-то посередине между «Кланом Сопрано» и «Удачей Логана» Стивена Содерберга.
От первого тут обязательный психотерапевт, которому мало принимать клиента в кабинете. Лайман идёт дальше. Персонаж Хонг Чау более отважна и профессиональна, чем героиня Лорейн Бракко, поэтому без промедлений пускается вслед за неудачливыми грабителями, попутно оказывая то медицинскую, то психологическую помощь. Словом, верный помощник-оруженосец с Гарвардским дипломом по психотерапии. Дон Кихот о таком мог бы только мечтать.
От «Удачи Логана» здесь нелепые и смешные ситуации, в которые попадают простые мужчины с обшарпанных, холодных и неприветливых улиц Бостона, до этого никогда не занимавшиеся ограблениями, но отчаянно желающие вырваться из порочного круга вечных денежных проблем.
Это маленькие, но значимые пунктирные линии, очерчивающие способность Лаймана не только строго придерживаться фирменного стиля и соблюдать форму (пара неплохих экшн-сцен тут, разумеется, присутствует). Для него также не менее важно и содержание — почти незаметные, но симпатичные подробности вроде последовательно записывающего в блокнотик план ограбления Рори или трогательно вспоминающего своё детство Коби в момент, когда он получает ранение. Ансамбль персонажей Дэймона и Аффлека, их беззлобная ругань и пустая болтовня в самых ответственных сценах — это сердце фильма, не блещущего особой сюжетной оригинальностью.
Тут без стеснения можно замахнуться и на звание лучшего экранного дуэта за последний год, потому что главный эффект фильма «Зачинщики» кроется в том, что за его печальными, но обаятельными героями хочется понаблюдать чуть больше, чем отмеренные полтора часа фильма. В этом и заключался хитрый план Лаймана, знающего, куда нужно правильно надавить. Ведь Коби и Рори бегут вовсе не от полиции или бандитов. Они бегут о той жизни, на которой оба давно поставили жирный крест. В этом есть, видимо, что-то личное от режиссёра, показавшего, что история о мужской кручине и тоскливом одиночестве может превратиться в парадоксально милый и смешной фильм.
Трейлер: