«Время»: не лечит, а калечит

«Время»: не лечит, а калечит

Мастер неожиданных поворотов снова зовёт нас в кино, чтобы удивить. Вот только ни удивляться, ни даже проявлять заинтересованность при просмотре фильма «Время» особо не получается.

Фильм «Время» (Old) создавался на основе графического романа «Замок из песка» за авторством сценариста Пьера Оскара Леви и художника Фредерика Питерса. М. Найт Шьямалан взял идею о героях, попавших на таинственный пляж, где все молниеносно стареют и умирают, но концовку переписал. В духе своей знаменитой фишки — плот-твиста.

Время неумолимо

По сюжету фильма, находясь на гране разрыва, Гай и Приска решают устроить последний отпуск вместе с детьми. Услужливый работник отеля на тропическом острове предлагает им уникальную услугу: отдых на диком пляже с чистейшей водой и отсутствием толп народа — такого предложения удостаиваются немногие.

Несколько семей присоединяются к нашим героям и оказываются на мистическом пляже. Сулившая райский отдых поездка оборачивается ловушкой, ведь время на этом пляже течёт гораздо стремительнее, чем в обычной жизни и за день можно прожить целую жизнь. К этому добавляется неожиданная находка — труп женщины, выброшенный на берег.

Все попытки выбраться с пляжа безрезультатны — каждый, кто пытается пройти путём сквозь скалы, теряет сознание. Нервное напряжение и ситуация, в которой оказались герои, мешает мыслить разумно и вскоре зритель понимает, что опасно не только место, но и сами люди.

Философские размышления о том, что время неумолимо, в фильме «Время» несколько раз проговариваются героями, но философия и идейность никуда не движутся, каждый раз резко прерываясь неумелыми попытками уйти в триллер, хоррор и сайфай, а иногда Шьямалан и на территорию боди-хоррора ступает. Но только пальцем ноги, аккуратно и сразу же «одёргивает ногу».

Вопросы к оператору

Странные операторские решения, неправдоподобный грим и неудачный CGI сбивают с толку. Майк Гиулакис (оператор) выбирает причудливые ракурсы, панорамирование и не показывает физиологические ужасы, происходящие с героями, на камеру. Зритель может только догадываться о происходящем, считывая эмоции с лиц героев. 

«Время»: не лечит, а калечит

Почему в одном случае мы видим вполне тошнотворные кадры стремительно меняющегося тела от заражения крови, а в другом оператор стыдиться показать размозженное тело девушки, упавшей с огромной высоты, неясно. Или вполне подробно показывает, как у одной из героинь ломаются, а потом неправильно срастаются кости, и в какое чудовище она в итоге превращается, а в другой сцене стесняется показать разложившееся до костей тело. 

Хотя и удачные решения оператора в фильме «Время» можно отыскать. Например, то, как забавно реагирует пара взрослых на рассказ детей об их возрасте. Кадр построен так, что зритель не видит детей, он только слышит, что они говорят и то, как реагируют взрослые на это. Таким образом зритель становится не просто свидетелем происходящего, он будто существует внутри картины, потому что он также растерян, как персонажи, и тоже не понимает, что происходит.

«Время»: не лечит, а калечит

Следящая камера в начале фильма тоже играет на руку создателям. Мы не рассматриваем комнаты отеля вместе с героями, мы смотрим на происходящее из-за окон, как бы подглядываем за героями и не нарушаем их личных границ. Однако это ненадолго, потом Шьямалан выберет настолько крупные планы и такие резкие ракурсы, что зрителю моментально станет неуютно и захочется куда-нибудь на открытое пространство. Такую возможность режиссёр предоставит в тот же миг. Не в последнюю очередь ему в этом поможет звук.

Восхитительная работа со звуком

Зритель вместе с героями оказывается на невероятно красивом пляже, где шум волн постоянно будет напоминать о месте действия, и о том, что с этого пляжа невозможно выбраться. Оригинально поработали и с голосами героев: по мере взросления детские голоса ломаются, приобретают взрослые интонации, становятся ярче и громче. Голоса взрослых же наоборот по мере старения становятся тусклее и тише. Такая скрупулезная работа постановщика со звуком восхищает. Но в русской версии фильма эти интересные находки нещадно загубил дубляж.

«Время»: не лечит, а калечит

И снова твист

Шьямалан — мастер неожиданных поворотов. В какой-то степени, его имя — это уже бренд. Услышав его, зритель примерно понимает, чего ждать. Однако, эта фишка постановщика является его слабой стороной, а не сильной. В лучших работах режиссёра она меняет впечатление от всего фильма, а во всех остальных только усугубляет и без того шаткое положение.

Так и в ленте «Время» режиссёр берёт вполне интересный концепт, развивает его, но то ли боится ступить на дорогу артхауса, то ли не хочет отдаляться от массового зрителя, и в итоге развитие обрывается и кроме концепта не остаётся ничего завлекающего. Грустно наблюдать, что Шьямалан не доверяет своему зрителю и либо считает его глупым, что проговаривает идеи и посылы по несколько раз устами разных персонажей, либо в попытках сделать фильм более массовым забывает, что зритель не оставляет мозги в гардеробе вместе с верхней одеждой перед тем, как войти в зал.

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями: