Прошло меньше года с момента выхода оскароносных «Бедных-несчастных», а Йоргос Лантимос уже успел восстановить тандем со сценаристом Эфтимисом Филиппу (совместно они работали над «Лобстером», «Убийством священного оленя» и «Клыком»). В новый фильм также перекочевал и творческий дуэт предшественника — Эмма Стоун и Уиллем Дефо.
«Виды доброты» — это три истории, связанные друг с другом идейно и эстетически. В первой Уиллем Дефо в роли дамоклова меча нависает над офисным работником Робертом в исполнении Джесси Племонса. Всесильный босс полностью контролирует жизнь своего подчинённого, но когда дело касается сложного морального вопроса, в герое просыпается тезис о ненасилии и он бунтует. Вторая история отличается ненадёжным рассказчиком (всё тот же Джесси Племонс), который подозревает, что его жену подменили. Зритель вряд ли точно будет уверен: это Дэниэл сходит с ума или героиня Эммы Стоун и правда самозванка? Третья часть рассказывает о служителях культа, разыскивающих девушку Эмили, способную воскрешать из мёртвых. Сам культ характеризуется полигамией, поклонением воде и странными обрядами.
Называть «Виды доброты» трагикомедией немного неверно: нарушается базовое правило трагедии — борьба главного героя с обстоятельствами и лишения или смерть, связанные с этой борьбой. Фильм Йоргоса Лантимоса — это скорее издевательская комедия, переполненная жестокостью и насилием.
«Виды доброты» базируются на двух вещах: философия абсурда Альбера Камю и древнегреческое понятие о судьбе. Во всех трёх историях герои пытаются бунтовать, вступая в конфликт с окружающим миром, просто в условиях фильма это ни к чему не приводит. Об этом писал и Камю: «Собственно говоря, чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актёром и декорациями». Правда, на полотне картины этот разлад никак не решается и не устраняется. И здесь появляется второй столп — древнегреческое понятие о судьбе.
Герои Йоргоса Лантимоса не властны над своей судьбой — это одна из причин, благодаря которой они не могут решить развернувшийся конфликт. В первой части Роберт смиряется с обстоятельствами, принимая свою судьбу (это «принятие абсурда» по Камю). Во второй части персонаж Джесси Племонса борется, но каким-то мистическим путём. Он точно знает что делать, чтобы получить результат. А в третьей части протест Эмили прекращается и вовсе очень комично.
У всех персонажей «Видов доброты» есть судьба, некий рок, который свершается планомерно и, казалось бы, трагически. Здесь работает то же правило, что и в «Царе Эдипе» Софокла: все действия героев, направленные на изменение судьбы и приводят к тому, что пророчество свершается. Так, все действия персонажей Йоргоса Лантимоса и приводят к тому, что их протест оказывается беспочвенным.
Понятие о судьбе и философия абсурда не живут раздельно на полотне фильма. «Виды доброты» — это их синтез. «Элементарность и определенность происходящего составляют содержание абсурдного чувства. В мертвенном свете рока становится очевидной бесполезность любых усилий. Перед лицом кровавой математики, задающей условия нашего существования, никакая мораль, никакие старания не оправданы a priori» — этот отрывок из «Мифа о Сизифе» Альбера Камю буквально даёт полное объяснение всему, что происходит на экране два с лишним часа.
Но Йоргос Лантимос использует абсурд и в привычном понимании этого слова. На тезис из «Мифа о Сизифе» он нагромождает мистических деталей, метафор и символов. Они мало влияют на понимание сюжета, но создают особый тон повествования. Например, названия частей: «Смерть Р. М. Ф.», «Р. М. Ф. летит» и «Р. М. Ф. ест сэндвич». Загадочный Р. М. Ф. правда всё это делает, но что значат его инициалы? Почему именно он является тем сквозным персонажем, жизнь которого постепенно развёртывается перед зрителем? Возможно, это глубочайшая метафора, а, быть может, это просто издевательский символ.
Нелепость и абсурдность ситуаций и решений героев сплетаются с неприятными сценами насилия, секса, фрустрации и безвыходности положения. Но именно этот контраст и создаёт основу комического в фильме. От просмотра не становится тяжело или больно. Во многом, это происходит благодаря гиперболе, которой подчинено всё: от преувеличенно странных ситуаций до эксцентричной игры актёров.
«Виды доброты» — один из самых загадочных и нарочито непонятных фильмов греческого режиссёра. Возможно, стремление распутать этот клубок символов и образов, попытавшись найти то, на чём он базируется — уже нарушение негласного соглашения. Иногда и правда нужно просто расслабиться и погрузиться в этот мир, сконструированный Йоргосом Лантимосом и Эфтимисом Филиппу, существующий по странным законам, ведь «констатировать абсурд — значит принять его».