Дела особой важности приводят Роберта МакКолла (Дензел Вашингтон) в Италию, где после очередной разборки он получает пулю в спину от маленького сына главаря местной мафии. Рана оказалось серьёзной, и МакКоллу понадобилась помощь доктора, а также длительный период реабилитации в маленьком городке на побережье, где Великий Уравнитель почувствует себя очень уютно и не захочет уезжать, равно как снова браться за оружие. Но и в этом, казалось бы, спокойном месте творятся дела, от участия в которых ему никак не уйти.
Антуан Фукуа и Дензел Вашингтон потихоньку завершили трилогию о народном мстителе, ищущем искупления за грехи прошлого в защите невинных и угнетенных в разных частях света. На этот раз Роберт МакКолл перемещается на Апеннины, где наметилась очередная несправедливость и как-то уж особо остервенело и жестоко снова устраняет плохих парней — третья часть франшизы в плане физических увечий, нанесённых противникам бывшим агентом ЦРУ, выглядит гораздо мрачнее предыдущих. Жанр даже местами балансирует между состоятельной категорией «В» и откровенным эксплотейшн-фильмом.
Но таких сцен здесь немного. Фукуа больше сосредоточился на драматической составляющей финала, показав усталость Великого Уравнителя от беспрерывного восстановления баланса и равновесия. Ведь сколько не руби головы у дракона, а их становится всё больше, а долгожданный душевный покой всё никак не наступает.
И когда волею судьбы МакКол застревает в маленьком итальянском поселении и понимает, что это место, где бы он хотел, наконец, обрести покой, Фукуа, словно замедляет время, давая возможность зрителю вместе с героем насладиться прекрасными моментами без перестрелок и драк.
Будто подтверждая это, МакКолл даже снимает с руки свой неизменный хронометр и прячет его в ящик, чтобы перестать, наконец, жить считая секунды, а более внимательно приглядеться к окружающему быту, людям, обстановке. Привыкнуть к ним, стать их частью и уже никогда не покидать этот уютный мир, где, кажется, всем хорошо, и не нужно снова творить справедливость.
И когда, казалось бы, в этом райском местечке, у новых друзей МакКола возникают проблемы с местной каморрой, Великий Уравнитель не спешит вмешиваться, оттягивая момент своего участия и надеясь, что на этот раз всё решится без него. Но этого, разумеется, не происходит и тогда Роберт устало надевает свой хронометр (свято веря, что в последний раз) и нещадно карает преступников. Как обычно — весьма изобретательно.
Финальная часть франшизы неспешно катится по тем же сюжетным рельсам, что и первые две, почти дословно копируя целые сценарные куски. Но такая шаблонность в купе с игрой талантливого Дензела Вашингтона, который с печально-яростным лицом в очередной раз смотрит в глаза поверженному противнику, удивительным образом продолжает приковывать внимание и позволяет трилогии уверенно держаться на плаву, не потерявшись среди подобного жанрового кино последнего десятилетия.
Тут дело, скорее, в твёрдой руке постановщика Фукуа, который уже давно показал себя надёжным ремесленником, способным творить даже в таких узких рамках, как эта бесхитростная история о противостоянии добра и зла, героя-одиночки и толпы злодеев.
То, что такие фильмы раз за разом выходят в широкий прокат (хотя и собирают довольно скромную кассу, или выходят сразу онлайн) и вовлекают в свою орбиту всё больше знаковых актёров прошлого, например, Рона Перлмана в «Пекаре» или Николаса Кейджа в «Папе из спецназа», и то, что их благосклонно, а иногда и восторженно принимает публика, вероятно, говорит о том, что справедливость и возмездие, совершаемое более старшими, опытными и сильными людьми, всё ещё тревожит наше с вами современное общество. В защитнике нуждаются многие и приятно, когда злодеи эффектно получают по заслугам, что ни говори.
Первую часть трилогии «Великий уравнитель» ещё долго будут пересматривать, вторая, скорее всего, просто потеряется (хотя она и не самая плохая), а вот третья часть стала по-настоящему приятным бонусом и вполне достойным финалом, где улыбка героя Дензела Вашингтона, наконец, будет просто счастливой, а не предвещающей очередную эффектную разборку.