В 2015 году российский зритель со скрипом принял современную экранизацию самой знаменитой повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Да, не всё получилось хорошо: хромала визуальная подача материала, шероховатыми получились женские образы, однако основной авторский посыл сохранился практически в первозданном виде. У войны – не женское лицо, но женщины воюют, потому что верят, любят и хотят жить. Проза Васильева, безусловно, терпит киновольности, но в то же время требует к себе бережного и вдумчивого отношения со стороны сценариста и режиссера. Оттого драматургически-выверенная, фактически клаустрофобная повесть «В списках не значился» до сих пор не получила достойного воплощения в кино.

Увы, попытка Сергея Коротаева переломить эту тенденцию оказалась крайне неудачной. В первую очередь, потому что исходный материал уже был сконструирован под театр – худрук театра Олега Табакова Владимир Машков адаптировал текст для своей труппы и выступил с предложением перенести готовую историю на экраны. Казалось бы, дело за малым: усилить эффект зрелищности, расширить границы театрального пространства, «оживить» недоступные локации – и фильм будет обречён на успех. Плюс – дополнительная реклама новому спектаклю, который стартанёт в столице в первых числах июня. Но получилась несерьёзная «киноавантюра», где маркетинговые задачи тесно соседствуют с попыткой обеспечить популярность фильма за счёт имени известного писателя.

Работа Коротаева действительно не представляет из себя ничего по-настоящему серьёзного. Размазана режиссерская задача:
- Если планировали посвятить фильм героической обороне Брестской крепости, то эпизодов на эту тему в фильме критично мало, а съёмки крепости сведены в одну-единственную точку клуба-бывшего храма;
- Экранизация по букве повести – если это она, то в фильме совершенно не ощущается этот липкий, безумный, отчаянный страх подземелья, бесконечной темноты; Васильев погружал в историю настолько, что становилось тяжело дышать вместе с героями, чьи жизни покоились в казематах крепости. В этом ведь и была задумка автора – на примере судьбы Плужникова продемонстрировать, как постепенно подобная обстановка сводит с ума;
- Военное кино, снятое к юбилейной дате – вот эта характеристика, пожалуй, точнее всех. «В списках не значился» точно встанет в один стройный ряд с «Битвой за Севастополь», «Сталинградом» и множеством кинокартин о Великой Отечественной войны, которые дружно решили не осваивать свои драматургические задачи.
Сложнейшие линии главных героев скупо адаптированы под современного (читаем – молодого) зрителя, которому создатели боятся рассказать правду: о Мире-еврейке-калеке, о Плужникове с его психическими метаморфозами, о сложнейшем чувстве любви, которое связало этих двух людей – вовсе не от отчаянья, а потому что любить нужно. В любви – бессмертие. Но даже несмотря на скупые актерские задачи, поставленные перед юными актерами, на них всё равно очень приятно смотреть – Владислав Миллер в дуэте с дебютанткой Алёной Мориловой старательно воплощают первых героев-жертв войны, забытых всем миром в подвалах Брестской крепости.

Вероятно, эта экранизация послужит опорой театральной постановке Машкова, которая куда ближе подступится к первоисточнику и не испугается сложных моральных нарративов, что диктуются военным временем. Хорошо, если это будет так, иначе фильм неизбежно пропадёт в зените славы более грамотных, осмысленных и неигровых кинокартин на военную тематику.