17 марта в прокат вышел фильм «Утраченные иллюзии» (Illusions perdue), экранизация одноимённого романа классика французской литературы Оноре де Бальзака. История о провинциальном поэте Люсьене, стремящемся покорить Париж XIX века, настолько точно отражает пороки честолюбия и подноготную богемного сообщества, что является актуальной как для Франции двухсотлетней давности, так и для современной России и всего остального мира.
В мире нет ничего, кроме любви
Молодой поэт Люсьен (Бенжамен Вуазен) работает в типографии маленького городка Ангулема. Он тайно встречается с местной баронессой Луизой де Баржетон (Сесиль де Франс) и мечтает о том, чтобы стать прославленным на всю Францию автором. Из любви к юнцу и искренней веры в его талант баронесса втайне от мужа берёт его с собой в Париж.
Столица отказывается встречать его с распростёртыми объятиями, а сам Люсьен сталкивается с тем, что ему не достаёт манер и денег. К тому же, его низкое положение не позволяет ему на равных общаться со своей возлюбленной. Но уверенный в своём литературном даре и заряженный чувствами к Луизе парень устраивается в местную газету и начинает путь к вершинам богемного сообщества Парижа, постепенно утрачивая иллюзии относительно самого себя и представлений о мире.
Газета существует не ради того, чтобы направлять общественное мнение, но ради того, чтобы потворствовать ему
Роман «Утраченные иллюзии» настолько масштабен и всеобъемлющ, что дословно перенести его даже на малые экраны занятие мало перспективное. Поэтому режиссёр Ксавье Джанноли решил избавиться от ряда сюжетных линий книги и сконцентрировать внимание на нескольких главных аспектах произведения. Например, в фильме напрочь отсутствует подсюжет про сестру главного героя, зато его подъём в карьере журналиста показан максимально детально. А для фиксирования его успехов в историю введён новый персонаж — писатель Натан Д’Анастазио (Ксавье Долан).
Если первая треть фильма получилась наивно-романтической, то с момента вступления Люсьена в ряды журналистской братии «Утраченные иллюзии» резко обзаводятся колкостью, едкостью и откровенной сатирой. Здесь обличают тонкости работы с информацией (правда на стороне тех, у кого больше власти или денег) и иронично показывают принципы работы критика в зависимом СМИ. Но что ещё интереснее — весь путь Люсьена отражает мысль о том, что в погоне за удовлетворением честолюбивых запросов человек нередко отказывается от реального творчества и даже собственного «я». Такие истории и сегодня встречаются на каждом шагу, когда безумно талантливые артисты разменивают талант на быструю славу. Благо эпоха блогинга тому идеально потворствует.
Мысль, что жизнь обещает счастье, как бы ослепляет разум, подавляет душу
«Утраченные иллюзии» сюжетно перекликаются со многими знаковыми произведениями. Например, при желании можно разглядеть параллели с «Мартином Иденом», разве что политический контекст и мотивы героев будут сильно разниться. Что выделяет французскую историю, так это пьянящий дух свободы. Она дарит ощущение, что возвыситься над своим положением может каждый, независимо от силы его фамилии. Показывает, что реализация таланта — дело рук самого обладателя таланта. Равно как и возможность его загубить.
Эти возможности и противоречия очень здорово переданы восходящей звездой французского кино Бенжаменом Вуазеном (в прошлом году он отметился ролью в фильме Франсуа Озона «Лето 85»). Благодаря его пластике и обаянию герой легко трансформируется из забавного инфантильного деревенщины в надменного, но не менее инфантильного представителя богемной тусовки. Легко веришь в то, как Люсьен разменивает настоящие чувства на более выгодные.
Ксавье Долан тоже прекрасен, но он здесь скорее для проформы и придания элегантности бэкграунду главного героя. То же самое можно сказать и про Жерара Депардье в роли безграмотного издателя с невероятной коммерческой хваткой.
Стоит ли смотреть фильм «Утраченные иллюзии»
Ксавье Джанноли, вооружившись классическим текстом Бальзака, сумел создать актуальное кино на злободневные темы, наполнить его французским шармом и дать возможность раскрыться талантливому артисту Вуазену. На 2,5 часа зритель может погрузиться в историю взлёта и падения талантливого, но честолюбивого поэта, насладиться красивым антуражем Парижа XIX века и найти увлекательные параллели с современными СМИ и звёздами поп-культуры.
Трейлер: