Запомните дату 1 апреля 2021 года: день, когда в прокат выходит «Майор Гром: Чумной Доктор», первый российский кинокомикс, основанный на серии комиксов отечественной студии Bubble Comics. Фильм при удачном стечении обстоятельств может стать стартом новой большой франшизы. Все шансы для этого у работы режиссёра Олега Трофима есть, и сейчас мы объясним почему.
Новый русский герой
Игорь Гром (Тихон Жизневский) — полицейский, который в борьбе с преступностью прибегает к самым разным методам, включая те, что не одобряются начальством и буквой закона. Но именно он является человеком, способным остановить безумца, именующего себя Чумным доктором и вершащего самовольное правосудие в Санкт-Петербурге с огнемётами наперевес.
Со времён Данилы Багрова в русском кино не было такого персонажа, которого можно было бы считать героем в глубоком смысле этого слова. Почему бы им не стать Игорю Грому, бескомпромиссному борцу за справедливость, не слишком словоохотливому, но в меру обаятельному и саркастичному? Даром, что и актёр Тихон Жизневский неприкрыто говорит о том, что для создания портрета своего персонажа позаимствовал некоторые интонационные приёмы Сергея Бодрова Мл. (который, в свою очередь, ориентировался на другого культового отечественного героя — Виктора Цоя из «Иглы»). Конечно, сейчас это звучит немного кощунственно, но в наше время значение символов трудно переоценить, а такой символ может стать поистине знаковым.
Социальный подтекст в развлекательном боевике
«Майор Гром: Чумной Доктор» — стопроцентный развлекательный блокбастер с лихими погонями, разнообразными драками, изобретательными экшн-сценами и лёгким юмором. Тем не менее рамки жанра и формы не помешали создателям картины рискнуть и добавить в историю важные социальные темы.
Авторы говорят об острых общественных проблемах, о коррупции и конфликтах справедливости и правосудия. Эти универсальные по сути темы остро перекликаются с повесткой дня в России, поэтому смотрятся очень амбициозно (особо бурную реакцию на премьерном показе вызвала заурядная в общем-то цитата «Свобода слова — неотъемлемое право человека»). И это не говоря ещё про новую версию песни «Перемен», звучащую в фильме.
Благодаря этим же решениям антагонист картины «Майор Гром: Чумной Доктор» не смотрится второсортным злодеем кинокомиксов, которым движет жажда власти или опостылевшая мегаломания. Во многом его желание добиться справедливости перекликается со стремлениями самого Грома, разница лишь в методах. Решение не новое, но по-прежнему работающее при должном использовании.
Натурные съёмки и практические эффекты
Радует в фильме и тот факт, что большая его часть снята на натуре или в специально построенных павильонах, а львиная доля всех эффектов в кадре практическая, т.е. без использования компьютерной графики (даже огнемёты антагониста — абсолютно реально созданный рабочий механизм). Злоупотребление CGI откровенно невысокого качества сгубило уже не один отечественный блокбастер, поэтому честь и хвала создателям ленты «Майор Гром: Чумной Доктор» за то, что они предпочли иной путь.
Санкт-Петербург и его локации так и вовсе стали полноправными участниками истории. Герои участвуют в погоне на фоне величественного Исаакиевского собора, ловят преступников на Дворцовой площади, едят шаверму на знаменитых питерских крышах, сбрасывают врагов в каналы — всё это в сочетании с общим антуражем боевика голливудского уровня дарит эмоции, которые не получишь от просмотра рядового фильма Marvel.
Референсы, пасхалки и другие приятные мелочи
В фильме, как и подобает комиксному блокбастеру, предостаточно пасхалок для фанатов Bubble Comics. Их можно заметить в юмористических one-line, в визуальных и словесных намёках и отсылках на другие серии комиксов (например, на «Бесобой») и, разумеется, в сценах после титров, коих в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор» целых 2, поэтому не спешите покидать кинозал, как только зажжётся свет.
Но референсы в картине можно разглядеть не только на комиксную вселенную Bubble, но и на известные всем и каждому фильмы. В нарядах героини Любы Аксёновой только ленивый не заметит реверансы в сторону лент «Пятый элемент» и «Криминальное чтиво» (и не только!). А один из главных сюжетных твистов вам явно напомнит об одной выдающейся киноработе конца прошлого века (не будем показывать пальцем).
В некоторых постановочных и режиссёрских фишках можно разглядеть влияние Гая Ричи (операторские ходы, резвый монтаж, иллюстрация потенциального развития событий) и даже Эдгара Райта (Олег Трофим признавался, что перед началом съёмок пересматривал «Малыша на драйве». Возможно, ради сцен с погонями в городе).
В целом обилие пасхальных яиц, визуальных референсов и цитат никак не напрягает, а наоборот заставляет улыбнуться в моментах, когда цитирование или переосмысление получается особенно удачным.
В то же время с точки зрения визуальной постановки не всё так однозначно гладко. В отдельных сценах возникает ощущение, что клипмейкерское прошлое не отпускает режиссёра. Уж больно они смотрятся инородными организмами, существующими просто для красоты картинки.
И, конечно же, юмор
Обзор картины «Майор Гром: Чумной Доктор» был бы неполноценным без упоминания юмористической составляющей. Фильм действительно очень смешной. Шутки здесь представлены самого разного толка: от острых словесных панчей и забавного взаимодействия героев до заигрываний с ожиданиями зрителей. Причём немаловажно, что юмор в большинстве случаев уместный и здорово сбавляет градус пафоса происходящего на экране. Только есть подозрение, что вот-вот создатели фильма перегнут с мрачностью или напыщенностью, как тут же в дело вступает его величество юмор.
Стоит ли смотреть «Майор Гром: Чумной Доктор»
Пожалуй, единственной действительно серьёзной претензией к фильму является его желание понравиться всем. Этим обусловлена и ядрёная смесь жанров (от мрачного триллера про маньяка-убийцу до легковесной комедии про неуклюжих копов), и огромное количество отсылок и референсов, о которых мы уже поговорили, и социальная повестка (как бы не отнекивались от этого сами создатели), и общая подача в стиле голливудских кинокомиксов, и т.д., и т.п.
В остальном же «Майор Гром: Чумной Доктор» — большая удача современного российского развлекательного кино для массовой аудитории и прекрасный плацдарм для построения полноценной киновселенной на основе комиксов Bubble. Если задать режиссёру Олегу Трофиму прозвучавший (пусть и в ином контексте) в фильме вопрос: «Ты чё натворил?», он может смело отвечать: «Снял первый достойный российский кинокомикс».
Трейлер:
Обязательно посмотрю. Уже интересно, что получилось, с точки зрения фаната комикса.