27 мая в российский прокат выходит фильм «Туве» (Tove), который посвящён знаменитой писательнице из Финляндии Туве Янссон, прославившейся на весь мир благодаря иллюстрированным книгам про муми-троллей. Но режиссёр Зайда Бергрот не стала снимать типичный байопик с пересказом событий жизни художницы и литератора, а вместо этого попыталась на её примере показать, какую роль для творческого человека играет свобода во всех её смыслах и проявлениях.
Свобода творчества
События фильма «Туве» развиваются в послевоенной Финляндии, когда дочь прославленного скульптора окунается в богемный мир творчества, общаясь с другими художниками, писателями, театралами и пытаясь добиться успеха написанием картин.
В свободное время от работы над классическими сюжетами и росписи муниципальных зданий Туве создаёт забавные карикатурные зарисовки, которые однако откладывает в стол. Даром, что её отец, приверженец традиционного творчества, всячески призывает её бросить безделье и заняться настоящим искусством.

Уже по одной только экспозиции становится ясно, что речь пойдёт о свободолюбивом человеке, который не хочет существовать в строго заданных окружением рамках. О творце, который в будущем сумеет приковать к себе внимание своей неправильностью. О том, кому есть что сказать и показать этому миру.
Любопытно, что мотивы стремления к творческому раскрепощению у Зайды Бергрот тесно переплетены с любовными поисками Туве Янссон, в которых свобода также играет едва ли не ключевую роль.
Свобода любви
Как известно, Янссон была представительницей нетрадиционной сексуальной ориентации, а среди её любовных интересов фигурировали журналист и чиновник Атос Виртонен и театральный режиссёр Вивика Бандлер. Отношениям с этими двумя людьми посвящена львиная доля хронометража фильма, потому как оба они сыграли в её жизни важнейшие роли. Та же Вивика помогла Туве поверить в свои странные рисунки, а впоследствии поставила пьесу по её истории.

Чтобы оценивать происходящее на экране должным образом, надо немного понимать контекст финского общества тех времён с достаточно свободными нравами. Нет ничего странного в том, что никакие условности (даже брак) практически не играли никакой роли в отношениях между людьми. Наглядной иллюстрацией этого можно назвать сцену, в которой Туве сама делает предложение о замужестве Атосу или страстные однополые, но столь неоднозначные отношения между ней и Вивикой.
Свобода самоопределения
Лишь разобравшись с тем, что для неё самой является творчество, и поняв, какая любовь ей нужна, Туве становится той личностью, о которой знают все последующие поколения финов и преданных поклонников её работ.

Пожалуй, именно в этом заключается основная идея фильма Бергрот. И в таком контексте он неплохо работает, одновременно давая пищу для размышления и показывая Янссон не как выдающуюся творческую единицу, а как человека, ищущего себя и своё предназначение.
Стоит ли смотреть фильм «Туве»
Если вы ничего не слышали о Туве Янссон, то даже статья на Википедии вам покажется куда более информативной и ёмкой, чем лента Зайды Бергрот. Картина получилась скромным и неспешным произведением, в котором подкупают искренность и камерность происходящего и не самый очевидный ракурс для изучения биографии легендарной писательницы и её пути к славе. Не шедевр, но она на то и не претендует.
Трейлер: