«Туман» – это игровой дебют главного режиссёра дирекции документального кино «Первого канала» Натальи Гугуевой. Многолетний опыт работы с неигровым кинематографом выдаёт особое внимание к среде, в которой находятся герои. Одним из главных достоинств фильма являются пейзажи севера, снятые с такой нежностью, что становятся практически осязаемыми для зрителя. Именно в этих природных декорациях разворачивается архитектоника картины.

В центре сюжета журналистка Настя (Валерия Репина), которая приехала на метеостанцию чтобы расследовать исчезновение двух метеорологов, при этом заключив фиктивный брак с одним из работников, Андреем (Денис Бондаренко). Первые жуткие ассоциации с «Маяком» Роберта Эггерса почти сразу растворяются в фактуре крутых обрывов острова, а принадлежность двух героев, запертых вместе, к любовному многоугольнику даёт какое-то облегчение: детективная линия ограничится только двумя жертвами.
«Туман», как психологический триллер, оставляет совсем не такое ощущение, которое навевают ассоциации с этим жанром. Никакого давящего и наводящего ужас напряжения нет. Но есть тонкая работа с поведением героев, их взаимодействием с окружающей средой. Весь фильм строится на формуле «стимул-реакция», в которой переменные заменяются, теряются, исчезают, всплывают заново, но к концу встают на свои места. Эти прыжки звеньев логической цепочки связаны, в первую очередь, с прыжками во времени.

Детективная линия, заштукатуренная любовной мелодрамой, всё же является в фильме ведущей. Части фабулы перемешаны, и это лучше всего реализует поэтику тайны, свойственную для детективов. По всем канонам жанра (привет Эдгару Аллану По и его «Убийству на улице Морг») сюжетных линий здесь две: разваливающийся в прошлом брак метеорологов, и очень своеобразно наклёвывающийся брак Андрея и Насти в настоящем. Эти сюжеты развиваются параллельно, и для усиления драматургии переломные моменты в них случаются одновременно.
Для детектива, в котором нет ни дворецкого, ни садовника, ни восьми женщин, разгадка у картины не особо интригующая. Но сам путь к её решению стоит того, чтобы «Туман» досмотреть (особенно если этот путь лежит через северный, почти нетронутый человеком, остров). Демонстрация природы не ограничивается созерцанием, а дополняет и развивает сюжет. Окружающий мир здесь формирует героев (нет, не так, как у Чернышевского). Поля высохшей и приглаженной ветром травы, скалистые берега, тяжёлое небо и тревожное море не только заполняют пространство между героями и примитивно отражают их душевное состояние, но и служат частицей фатума (развязка иллюстрирует это). Среда в «Тумане» – это олицетворение чего-то незыблемого, от чего зависит судьба человека (почти как «рок» в античной культуре).

Концепция любви в сценарии не выглядит интересной. Отношения матери и дочери, мужа и жены, жены и человека, отрастившего себе такое чувство вины, которое уже и носить нельзя, по какой-то причине не вызывают сильных переживаний. А первые неловкие диалоги Насти и Андрея на необъятном побережье напоминают «Субмарину» Ричарда Айоади, что порождает неоправданные ожидания на трогательную первую влюбленность.

В общем, как мелодрама «Туман» не состоялся. Как психологический триллер вышел больше «психологический», чем «триллер». Как детектив состоялся лучше всего. А как фильм, погружающий в чарующую красоту севера, получился просто прекрасным. Именно в этой универсальности и кроется истинная прелесть дебюта Натальи Гугуевой. Главное, сконцентрироваться на нужном кусочке художественной ткани киноленты.