25 августа усилиями компании Про:взгляд на экраны выходит картина Оливера Стоуна «The Doors», рассказывающая о становлении группы и конкретно о жизни её солиста Джима Моррисона. Поговорим, почему на этот байопик можно смело идти, даже если вы не любите байопики.

Сюжет

Молодой Джим Моррисон (Вэл Килмер) пытается всеми возможными способами выразить себя и свои мысли – он снимает фильмы, сочиняет стихи и пишет песни. Его душа требует выплеска и находит его на сцене, рядом с Реем (Кайл МакЛоклен), Робби (Фрэнк Уэйли) и Джоном (Кевин Диллон), которые коллективно станут известны миру как The Doors.

Секс, Наркотики и The Doors: как люди превращаются в легенды

Ему предстоит найти свою единственную в лице Пэм (Мег Райан), которая, разумеется не будет единственной в его постели; с помощью наркотиков и алкоголя открыть своё сознание и потеряться в его коридорах; хлебнуть славы и потерять связь с реальностью, пока та не напомнит о себе. И главное – стать синонимом рок-н-ролла.  

Память и наследие The Doors

Оливер Стоун определённо стремился создать конкретные ощущения в головах у своих зрителей, что ему безоговорочно удалось – фильм «The Doors» действительно погружает в состояние изменённого сознания. Длинные сцены концертных выступлений группы в любом другом фильме могли бы стать затянутыми, но здесь работают на помутнение в восприятии окружающей реальности зрителем, который начинает видеть себя одним из участников действия и ощущать реальное кокаиново-кислотное опьянение.

Секс, Наркотики и The Doors: как люди превращаются в легенды

Этому, безусловно, способствует великолепная актёрская игра. Вэл Килмер выглядит словно древнегреческий бог, сошедший со страниц книг, которые так любит цитировать. Вот уж действительно Дионис – господин празднеств и вакханалий. Несоответствие привычных ролей Мег Райан того времени с исполняемой ею героиней тоже создаёт интересный эффект шоковой терапии. Самих The Doors мне немного не хватило – зато их компенсировали прекрасные эпизодические Майкл Мэдсен, Билли Айдол и Криспин Гловер (в роли самого Энди Уорхола). Операторские решения, цветокор, психоделические вставки – здесь работает всё.

Есть только один небольшой нюанс, на который все описанные выше характеристики влияют негативно: настоящие The Doors и их фронтмен. Потому что, посмотрев картину Оливера Стоуна, легко прийти к выводу, что именно так всё и было в реальности, именно таким Моррисон и являлся, именно так себя и вёл в ста процентах случаев. Поэтому умному зрителю стоит смотреть фильм с известной долей скепсиса – впрочем, как и любой другой байопик.

Секс, Наркотики и The Doors: как люди превращаются в легенды

Ещё один минус картины – относительная простота сюжета. Мы наблюдаем скорее зарисовки сцен из жизни Джима, чем связную историю. С одной стороны, это нарушает законы построения сценариев, которые приняты в Голливуде и общепризнаны во всём мире (про пресловутое путешествие героя даже мы писали уже неоднократно). С другой стороны, костяк всё равно остаётся на месте, а центральное место отдано кое-чему другому, о чём мы сейчас с удовольствием поговорим.

Принцип историзма

Как же интересно смотреть этот фильм сейчас, в наше время и на нашем культурном фоне! Потому что очень легко посмотреть на действия героев и начать сыпать модными словечками вроде «абьюз», «сталкеринг» или «токсик». И так сложно держать в голове, что действие происходило в эпоху детей-цветов, для которых заняться сексом с незнакомцем или закинуться кислотой посреди улицы было так же обыденно, как для нас – выпить кофе с утра перед работой.

Секс, Наркотики и The Doors: как люди превращаются в легенды

В этом и прелесть «The Doors». Он идеально воссоздаёт атмосферу того времени, в котором бунтарство и свобода личности были превыше всего – даже если сейчас мы бы увидели те же действия в совершенно другом свете. И это абсолютно нормально, потому что оценка поступков наших предков через линзу современной морали просто нечестна. Да, стоит развиваться и расти над собой, но и воспринимать легендарного Джима Моррисона как сферического коня в вакууме нельзя. Джим Моррисон в этом фильме – продукт своей эпохи, который не мог бы появиться или выстрелить в другое время.

И как же это доставляет. Что Стоун не боится показать людей того времени во всей своей красе. Что история одного человека становится историей целого поколения. Что любой другой кинодел сделал бы очередной конвейерный байопик (извини, «Богемская Рапсодия», но я не прощу тебе того, что ты сделала историю Фрэдди Меркьюри скучной банальщиной). А здесь мы видим нечто большее, чем байопик. Поэтому не стоит бояться, что ничего, кроме простого восхождения группы, вы тут не увидите. «The Doors» зайдёт не только любителям байопиков, но и тем, кто ценит честные рассказы без лишнего морализаторства. То есть мне как минимум.

Понравился материал? Поделись с друзьями: