В день своего рождения бывшая кинозвезда Элизабет Спарклс (Деми Мур) получает не очень хорошие новости — продюсер ее авторской ТВ-передачи о фитнесе решил заменить ведущую. Теперь на это место ищут сексуальную девушку до тридцати лет, а Элизабет только и остается, что забрать коробку с вещами, освободив дорогу молодым кандидаткам. Переживая о возрасте и фактическом завершении карьеры, она не замечает, как в машину по дороге домой врезается другой автомобиль и остаток «праздничного» дня приходится провести в больнице. Именно там слишком молодой доктор дает ей флешку, на которой находится информация об экспериментальном препарате «Субстанция», способном помочь Элизабет.
Инструкция к пользованию «Субстанцией» прилагается, как и пожизненная подписка на поддержание состояния двух тел на остаток их существования. С появлением Сью (Маргарет Куолли) жизнь героини Деми Мур перестает единолично принадлежать одному телу — неделя через неделю, такой график эксплуатации молодой кожей. Рождение новой версии себя происходит невероятно болезненно, правда, вместо стандартного кесарева сечения разрез проходит вдоль позвоночника, выбрасывая существо на этот свет.
Жанр боди-хоррора или его элементы так или иначе появляются, где телесность человека играет роль или отличающего этот организм от другого («Нечто», «Чужой», «Восставший из ада», бесчисленное количество фильмов о зомби и т. д.), или обличающего стремление нашего вида к извращенному насилию («Человеческая многоножка», «Бивень», «Мученицы», «Кинопробы» и т. д.). Режиссер «Субстанции» Корали Фаржа старается балансировать где-то посередине, добавляя при этом женский взгляд как на свое тело, так и на экзистенциальные вопросы. От стереотипной Барби с комплексами из фильма Греты Гервиг и героинь француженки Жюлии Дюкорно, использующей телесный ужас в каннском лауреате 2021 года «Титане» или каннибальской драме «Сырое», Фаржа берет самые яркие образы и метафоры, смешивая с любимыми жанровыми боевиками, фильмами Кроненберга и собственными страхами старения. Сыворотка получается очень удачная.
Надеясь на помощь «Субстанции», Элизабет Спарклс желает избавиться не столько от старения, сколько от ощущения ненужности и забытости всеми. Она больше не привлекает внимание, ее образ и формат ведения передачи скорее ассоциируются со старомодными восьмидесятыми. Комплексы из-за возраста, веса, эластичности тела, идеальной кожей лица и волос усугубляются статусом звезды и постоянной критикой со стороны продюсера.
Деннис Куэйд, заменивший погибшего в 2022 году Рэя Лиотту, воплощает в себе само зло, о чем красноречиво говорит его имя — Харви. Мужские персонажи в фильме «Субстанция» не могут похвастаться высокой эмпатией и уважительностью, но Харви с дребезжащими железными накаблучниками, широкой грязной улыбкой и едкими костюмами просто омерзителен. Он не делает ничего такого, что делал Вайнштейн, не причиняет физического вреда и даже входит в положение подчиненных и коллег, при этом угроза и внутренний дискомфорт от близости с ним чувствуется через экран.
После введения себе «Субстанции» жизнь героини Деми Мур делится на две части: неделя «материнского» тела происходит около телевизора или перепотребления еды, а юная копия Сью захватывает всю социальную и профессиональную жизнь. Новоявленная ведущая программы о фитнесе теперь работает не над околооздоровительным контентом с укрепляющими упражнениями, а над откровенными танцами с минимумом одежды и максимумом крупных планов. Мечты Элизабет осуществились — только облегчения она не испытала, напротив, усугубив ментальное и физическое состояние до неузнаваемости. В попытках убежать от себя настоящая личность начинает размываться, теряться в иллюзиях успешной жизни Сью — баланс между ними оказывается нарушен.
То, что делает Корали Фаржа с телами Элизабет и Сью, ужасает, ведь где-то на грани с реализмом и фантастичностью они меняются в зависимости от поступков обеих частичек. Если одной захотелось продлить свое пребывание, то другой придется расплатиться за эту роскошь. Логика в этом есть, и она понятна. Однако то, как связаны между собой сознания девушек, до конца остается загадкой, равно как и детали о корпорации, поставляющей субстанцию отчаянным добровольцам.
Идеальный баланс, который, к сожалению, не смогла соблюсти Элизабет, был достигнут при создании «Субстанции». Визуальность образов, их узнаваемость, достигаемая за счет точности саунд дизайна, вместе с электронным саундтреком и безумными сюжетными поворотами дают фильму огромную харизму. Без осознанности в подходе написания откровенных сцен и формирования самой истории Корали Фаржа вряд ли смогла бы претендовать даже на показ своей картины в Каннах. Фильм «Субстанция» можно окрестить взрослой гиперболизированной сказкой о Золушке двадцать первого века, где Деми Мур сыграла блестящую, трагическую главную роль. Увы, фея-крестная, дарящая новое «платье», не спасает ее, а обрекает на короткое существование в руках у злобной мачехи с металлическими накаблучниками и других охочих до несчастных Золушек.
Полностью согласен. Очень интересный фильм, как и ваша статья!