Когда стремление к совершенству превращается в кошмар: рецензия на фильм «Субстанция: Идеал»

Когда стремление к совершенству превращается в кошмар: рецензия на фильм «Субстанция: Идеал»

13 февраля в российский прокат выходит «Субстанция: Идеал», смелая попытка совместить жанровые тропы ужасов с социальной критикой, которая, однако, спотыкается о собственные амбиции.

Что страшнее — монстр под кроватью или то, что мы готовы сделать с собой ради одобрения окружающих? «Субстанция: Идеал» (да, в фильме есть некая субстанция, но не связь с нашумевшим хоррором с Деми Мур) — это зеркало для нашего общества, одержимого стандартами красоты и социальным признанием. Из этого следует очевидная мысль, что фильм пытается стать чем-то большим, чем очередной молодёжный боди-хоррор. Получилось ли? Давайте разберёмся.

Вэй (Джоена Сон), гений-изгой с лицом, «испорченным» родовым пятном, приезжает в Новую Зеландию, чтобы продолжить опыты покойного отца — учёного, который умер, пытаясь «исправить» собственную кожу. Её миссия? Стать идеальной, даже если для этого придётся содрать пару-тройку чужих лиц.

Кадр из фильма «Субстанция: Идеал»
Кадр из фильма «Субстанция: Идеал»

Университетская жизнь, однако, напоминает ей, что социум куда страшнее лаборатории: кузина Анджела (Джесс Хун) и её клика гламурных гиен откровенно издеваются над её «недостатками», а профессор-хищник Пол (Джаред Тернер) крадёт её исследования. В итоге Вэй запускает цепную реакцию из пересадок кожи, мести и морального разложения.

Кажется, что фильм «Субстанция: Идеал» питчили продюсерам под соусом истории о том, как превратить университетскую травлю в арт-хаусный ад. Что-то вроде «Дрянных девчонок», но с кровавой вакханалией. Поэтому режиссёрский дебют Саши Рейнбоу получился миксом из боди-хоррора, социальной сатиры и студенческих драм.

Персонаж Джоены Сон балансирует между наивностью и психопатией, а каждая её гримаса словно кричит: «Я просто хотела нравиться!» Особенно удались сцены, где она, как голодный, но не агрессивный зомби, наблюдает за жизнью «нормальных» людей, а её глаза отражают смесь зависти и отвращения.

«Субстанция: Идеал» Grafted
Кадр из фильма «Субстанция: Идеал»

Джесс Хун в роли Анджелы — воплощение токсичной поп-культуры: её улыбка острее скальпеля, а презрение к корням настолько яркое, что хочется вызвать экзорциста.

Вообще если присмотреться, тут много противопоставлений. Например, университетские коридоры выглядят стерильно, словно операционная, а квартира тётушки Лин, где живeт Вэй и Анджела — как лавка древнего колдуна, заваленная странными растениями и семейными тайнами. А сцены насилия здесь стилизованы под арт-инсталляции: когда Вэй работает дрелью, кажется, что это перформанс на тему «Выживание в эпоху TikTok». Ну или AMSR для маньяков. Кому что ближе.

«Субстанция: Идеал» 2025
Кадр из фильма «Субстанция: Идеал»

Однако при наличии весомых достоинств по части хоррор-развлечений и повествовательных подтекстов есть столь же напрягающие элементы. Например, второстепенные персонажи чаще выглядят как карикатуры на современных инфлюенсеров, что создаёт ощущение искусственности. Особенно раздражают их диалоги, которые больше похожи на набор клише из социальных сетей.

То же касается некоторых операторских решений. Камера периодически будто теряет фокус, а некоторые планы кажутся нарочито странными, что скорее отвлекает, чем усиливает эффект погружения в психологический и физический ад.

И всё это складывается в общее впечатление, что Рейнбоу не совладала с собственными амбициями. Фильм затрагивает важные темы, такие как зависимость от социального признания и стандартизация красоты, но делает это порой слишком прямолинейно в нарративе и столь же неаккуратно в технике. Та самая неровность, присущая многим дебютантам, которые хотят впечатлить с первой же работы.

Кадр из фильма «Субстанция: Идеал»
Кадр из фильма «Субстанция: Идеал»

Тем не менее «Субстанция: Идеал» — это занимательное кино не для слабонервных или любителей хэппи-эндов. Это грубая, но изящная притча о том, как внутренние демоны могут вылезти наружу — буквально. Рейнбоу удалось создать любопытное полотно, где каждая капля крови — это плевок в сторону общества, зацикленного на внешности.

Трейлер:



Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»
Рецензия на фильм «Девушка с иглой» Магнуса фон Хорна: как Дания стала Германией? Previous post Как Дания стала Германией: рецензия на фильм «Девушка с иглой» Магнуса фон Хорна
Гретель и Гензель Next post Ведьмы и язычество как метафора для всего: почему фолк-хорроры стали такими популярными

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *