Трагедия под канатами: рецензия на фильм «Стальная хватка»

Трагедия под канатами: рецензия на фильм «Стальная хватка»

В широком прокате картина Шона Дуркина «Стальная хватка», претендующий на награды фильм о рестлинге 80-х, в котором папа может всё что угодно, только не быть отцом.

На небольшом, но довольно состоятельном ранчо в США живёт семья фон Эрих — суровый и могучий отец-патриарх, взявший себе псевдоним Фриц (Холт Маккэлани), его тихая жена Дорис (Мора Тирни) и четверо их сыновей: Кевин (Зак Эфрон), Дэвид (Харрис Дикинсон), Керри (Джереми Аллен Уайт) и Майк (Стэнли Саймонс).

Старший Кевин уже давно в рестлинге и готовится к бою за главный титул в тяжёлом весе (который когда-то не получил его отец), Дэвид помогает ему с выступлениями на телевидении, так как более раскрепощен и артистичен. Керри на сборах олимпийской команды, а самый младший Дэвид вообще далёк от спорта и играет по вечерам в местной рок-группе.

Всё меняется в один прекрасный момент, когда Кевин вопреки желанию, наставлению и давлению отца проигрывает титульный бой. Дэвид, желая помочь брату, объявлет себя очередным бойцом в семейном пантеоне и выходит на ринг вместе с Кевином. Позже на радость отцу к братьям примыкает и Керри, чья мечта о золотой медали рушится в один момент, когда США решают не посылать свою сборную для участия в олимпиаде в Москве.

Трагедия под канатами: рецензия на фильм «Стальная хватка»
Кадр из фильма «Стальная хватка»

Какое-то время трио братьев фон Эрих успешно покоряет ринги родного Техаса и пробивает себе дорогу в высшую лигу, попутно обзаводясь армией поклонников (большинство из них — это поклонницы, на одной из которых Кевин в итоге женится). Но чем дальше, тем страшнее: Фриц фон Эрих всё больше давит на сыновей, не обращая внимания на их жалобы и пошатнувшееся здоровье.

Чтобы не расстраивать отца, на ринг выходит даже самый младший Дэвид, чьи физические кондиции далеки от идеальных. Конкуренция между братьями нарастает, и никто из них не подозревает к каким трагическим последствиям всё это приведёт. «Мы пережили этот ад, и он остался позади. Обещаю», — говорит глава семьи в самом начале, не осознавая что на самом деле он только приоткрыл дверь во тьму.

Постановщик Шон Дуркин не впервые исследует деспотичность и честолюбие главных антагонистов. В «Марте, Мэрси Мэй, Марлен» таким был лидер секты, от прессинга которого сбежала героиня Элизабет Олсен. В снятом чуть позже «Гнезде» отец семейства долгое время притворялся богатым финансистом, но в итоге остался банкротом.

В этом смысле фильм про рестлинг, где главная формула киношного спорта «no pain, no gain» работает, может, даже ярче других из-за броского и опереточного фасада, за которым никто не замечает боль, травмы, потерянное здоровье, одиночество и забвение, стал бы отличным материалом для Дуркина, набившего руку на изображении деструктивных отношений в семье. Материалом, где он мог бы развернуться как следует, учитывая и уже вполне стандартный двухчасовой хронометраж фильма «Стальная хватка» и поддержку независимой A24.

Трагедия под канатами: рецензия на фильм «Стальная хватка»
Кадр из фильма «Стальная хватка»

Однако, «Стальная хватка» из объёмной, богатой на события истории (10 лет взлётов и падений семьи фон Эрих) неожиданно превращается в стандартный викифильм, не давая достаточно воздуха ни одному из героев. Даже Заку Эфрону (чья мускулатура, похоже, отдельно может претендовать на «Оскар»), на минутку, главному рассказчику этих печальных событий.

Единственный отрезок, где ему удалось блеснуть, — это финальные 7-8 минут, когда герой Кевина неистово мечется между канатами, потом буквально уничтожает соперника на ринге, а после уже с отсутствующим видом смотрит на разочарованное лицо отца. Тот понимает, что Кевин для него потерян навсегда, а сам Кевин не может в это поверить (очень мощная сцена).

Эфрон уже и сам давно вырос из подростковых комедий и в очередной раз доказывает, что достоин больших ролей. Здесь ему явно не хватило экранного времени, но физическая трансформация актёра для роли, в общем, всегда была в почёте. В сумме это могло бы потянуть на номинацию на главную голивудскую премию.

Трагедия под канатами: рецензия на фильм «Стальная хватка»
Кадр из фильма «Стальная хватка»

На протяжении всей картины режиссёр упрямо проталкивает одну бесхитростную мысль: элементарное внимание к сыновьим чувствам, а не к их мускулам, возможно легко бы исправило ситуацию в целом. Но Фриц упорно видел в сыновьях продолжение себя, точнее тот результат, которого он так и не достиг. Такая прямолинейность к финалу начинает душить не хуже того самого приёма, придуманного фон Эрихом-старшим, в честь которого и назван фильм. Иногда создаётся впечатление, что сам постановщик никак не может поверить в то, что зритель уже всё усвоил и можно сместить фокус на другие детали, иных персонажей, дать волю фантазии, уйти от стандартов и показать свой авторский вкус.

«Стальная хватка» — пёстрая, стремительная, хоть и не слишком глубокая (а где-то даже элементарно поверхностная), но вполне зрительская спортивная драма с нотками печальной оды хрупкой маскулинности, утраченным иллюзиям, атлетизму и слепой верности своему родителю, где парадный триумф победителя каждый раз разбивается об отчаянный вопрос: «Что опять я сделал не так, папа»?

Понравился материал? Поделись с друзьями:

С 24 по 28 января в Москве пройдёт кинофестиваль AMFEST  Предыдущая запись С 24 по 28 января в Москве пройдёт кинофестиваль AMFEST 
Ностальгия по местам, где нас никогда не было: рецензия на фильм «Присцилла» Следующая запись Ностальгия по местам, где нас никогда не было: рецензия на фильм «Присцилла: Элвис и я»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *