«Спящие псы»: стильный нуар, в котором Рассел Кроу вспоминает об убийстве

«Спящие псы»: стильный нуар в котором Рассел Кроу вспоминает об убийстве

В широком прокате ещё можно застать классический нуар Адама Купера — «Спящие псы». О том, почему этот простенький, но стильный фильм безнадёжно устаревшее кино — в нашей рецензии.

В академгородке убит местный профессор Джозеф Виделл (Мартон Чокаш), преподававший психологию и самоанализ. Убийство совершено с особой жестокостью. Единственный подозреваемый по этому делу — Айзек Сэмуэль (Пачаро Мзембе) — дал тогда признательные показания и ждёт казни в камере смертников. Внезапно 10 лет спустя в деле появляются новые обстоятельства, после чего приговорённый Айзек отказывается от признания и просит связать его с детективом по имени Рой Фриман (Рассел Кроу), который когда-то вёл это дело и вышел на пенсию по состоянию здоровья. У Фримана прогрессирует болезнь Альцгеймера, он мало что помнит из своей прошлой жизни, но по совету доктора берётся восстановить ход расследования. Хотя бы ради того, чтобы стимулировать мозг и увеличить положительную динамику лечения.

Буквально заново открыв для себя обстоятельства того дела, Фриман обнаруживает множество белых пятен и понимает, что в деталях давно минувших дней кто-то не пожелал разобраться до конца, просто назначив Айзека виновным. Фриман потихоньку начинает ворошить прошлое и будоражить причастных к расследованию людей. А им не очень нравится, что отставной детектив начинает копать там, где не нужно.

«Спящие псы»: стильный нуар в котором Рассел Кроу вспоминает об убийстве
Кадр из фильма «Спящие псы»

Продуктивность оскароносного актёра Рассела Кроу, фильмы с участием которого стабильно выходят на экраны по несколько раз в год, можно объяснить тем, что сейчас всем и всё доказавший колоритный австралиец, просто снимается в своё удовольствие, не чураясь при этом принимать участие как в крупных проектах, так и щедро выдавать карт-бланш режиссёрам-новичкам, в числе которых как раз и постановщик «Псов» Адам Купер.

Совсем новичком Купера, конечно, назвать нельзя. В его послужном списке больше десятка написанных сценариев к фильмам, среди которых: «Как украсть небоскрёб», «Перевозчик: Наследие» и нашумевший, но разруганный «Кредо убийцы». Но именно «Спящие псы» стали его первой постановкой в качестве режиссёра и сценариста. К слову, Кроу и сам периодически рулит процессом и снимает кино, но опыт этот пока нельзя назвать уж слишком удачным, а недавний его «Покерфейс» (не путать с одноимённым сериалом) и вовсе утонул в гневе критиков, обвиняющих фильм за неуклюжесть сюжетных линий.

«Спящие псы» тоже звёзд с неба не хватает. Это довольно старомодный, простенький, слегка неповоротливый нуар с неизменной и безымянной femme fatale (в этой роли прекрасна Карен Гиллан), стильными полутёмными барами с алкоголем, классической стеной с уликами и тревожно светящимися автомобильными фарами в ночи. Поклонников детектива тут не будут раздражать отсутствием ответов на основные вопросы — всё педантично будет разложено по полочкам, включая совершенно по-детски наивные перестрелки. Но, те кто захочет увидеть что-то вроде «Мементо» Нолана или «Секретов Лос-Анджелеса» с тем же Кроу в главной роли, будут несколько разочарованы. Хотя бы потому, что разгадка в стиле «убийца — садовник», несмотря на обилие подозреваемых, раскроется уже минут через 30 экранного времени.

«Спящие псы»: стильный нуар в котором Рассел Кроу вспоминает об убийстве
Кадр из фильма «Спящие псы»

Единственным утешением станут мотивы преступления, о которых гадаешь до самого конца, но и там больших сюрпризов не будет. А между делом можно будет просто понаблюдать как бывший коп, словно пазл, собирает расследование по-новому. Кстати, чтобы абсолютно все поняли эту метафору, герой Кроу между делом и правда собирает огромный пазл, проходя назначенное лечение. Лет 20 назад такое кино было бы как минимум запоминающимся, но, увы, в мире, где существуют уже четыре сезона «Настоящего детектива», это выглядит уже довольно тускло.

Правда, австралийский актёр и здесь не халтурит, кажется, не без удовольствия подчёркивая закалку старой школы. Он снова, как и в большинстве своих прошлых работ, достаточно убедителен. В лице потерянного, смущённого от того, что он не может никого узнать из старых знакомых, детектива Фримана, проявляется то простоватый, но внимательный следователь, вроде лейтенанта Коломбо. А во флэшбэках возникает то муж-тиран, то агрессивный алкоголик, то просто человек, проходящий мимо места преступления и остановившийся поглазеть на происходящее. Вся противоречивость его персонажа не наиграна.

«Спящие псы»: стильный нуар в котором Рассел Кроу вспоминает об убийстве
Кадр из фильма «Спящие псы»

Насколько он был честен в том расследовании? Почему его напарник так настойчиво просит не ворошить старое, то есть буквально «не будить спящую собаку» (это отсылка к названию фильма)? Почему Айзек сразу признался в преступлении, а потом отказался? «Спящие псы» — это мир, полный служебных тайн, рокового выбора, теневых манипуляций, любовных страстей и круговой поруки. Был ли Фриман частью этого мира или, наоборот, как-то жил поодаль — вопрос, который будет мучить его и зрителя до самых финальных титров.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

«Даааааали!» – экспрессивная картина о великом и ужасном Дали глазами главного абсурдиста Квентина Дюпьё Previous post «Даааааали!» – экспрессивная картина о великом и ужасном Дали глазами главного абсурдиста Квентина Дюпьё
Семья вурдалаков: рецензия на фильм «Эбигейл» Next post Семья вурдалаков: рецензия на фильм «Эбигейл»

One thought on “«Спящие псы»: стильный нуар, в котором Рассел Кроу вспоминает об убийстве

  1. Фильм замечательный, смотрите, не пожалеете.
    Только не слушайте бездарного критика, который «раскрыл» убийцу через 30 минут после начала… написания своей статейки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *