В академгородке убит местный профессор Джозеф Виделл (Мартон Чокаш), преподававший психологию и самоанализ. Убийство совершено с особой жестокостью. Единственный подозреваемый по этому делу — Айзек Сэмуэль (Пачаро Мзембе) — дал тогда признательные показания и ждёт казни в камере смертников. Внезапно 10 лет спустя в деле появляются новые обстоятельства, после чего приговорённый Айзек отказывается от признания и просит связать его с детективом по имени Рой Фриман (Рассел Кроу), который когда-то вёл это дело и вышел на пенсию по состоянию здоровья. У Фримана прогрессирует болезнь Альцгеймера, он мало что помнит из своей прошлой жизни, но по совету доктора берётся восстановить ход расследования. Хотя бы ради того, чтобы стимулировать мозг и увеличить положительную динамику лечения.
Буквально заново открыв для себя обстоятельства того дела, Фриман обнаруживает множество белых пятен и понимает, что в деталях давно минувших дней кто-то не пожелал разобраться до конца, просто назначив Айзека виновным. Фриман потихоньку начинает ворошить прошлое и будоражить причастных к расследованию людей. А им не очень нравится, что отставной детектив начинает копать там, где не нужно.
Продуктивность оскароносного актёра Рассела Кроу, фильмы с участием которого стабильно выходят на экраны по несколько раз в год, можно объяснить тем, что сейчас всем и всё доказавший колоритный австралиец, просто снимается в своё удовольствие, не чураясь при этом принимать участие как в крупных проектах, так и щедро выдавать карт-бланш режиссёрам-новичкам, в числе которых как раз и постановщик «Псов» Адам Купер.
Совсем новичком Купера, конечно, назвать нельзя. В его послужном списке больше десятка написанных сценариев к фильмам, среди которых: «Как украсть небоскрёб», «Перевозчик: Наследие» и нашумевший, но разруганный «Кредо убийцы». Но именно «Спящие псы» стали его первой постановкой в качестве режиссёра и сценариста. К слову, Кроу и сам периодически рулит процессом и снимает кино, но опыт этот пока нельзя назвать уж слишком удачным, а недавний его «Покерфейс» (не путать с одноимённым сериалом) и вовсе утонул в гневе критиков, обвиняющих фильм за неуклюжесть сюжетных линий.
«Спящие псы» тоже звёзд с неба не хватает. Это довольно старомодный, простенький, слегка неповоротливый нуар с неизменной и безымянной femme fatale (в этой роли прекрасна Карен Гиллан), стильными полутёмными барами с алкоголем, классической стеной с уликами и тревожно светящимися автомобильными фарами в ночи. Поклонников детектива тут не будут раздражать отсутствием ответов на основные вопросы — всё педантично будет разложено по полочкам, включая совершенно по-детски наивные перестрелки. Но, те кто захочет увидеть что-то вроде «Мементо» Нолана или «Секретов Лос-Анджелеса» с тем же Кроу в главной роли, будут несколько разочарованы. Хотя бы потому, что разгадка в стиле «убийца — садовник», несмотря на обилие подозреваемых, раскроется уже минут через 30 экранного времени.
Единственным утешением станут мотивы преступления, о которых гадаешь до самого конца, но и там больших сюрпризов не будет. А между делом можно будет просто понаблюдать как бывший коп, словно пазл, собирает расследование по-новому. Кстати, чтобы абсолютно все поняли эту метафору, герой Кроу между делом и правда собирает огромный пазл, проходя назначенное лечение. Лет 20 назад такое кино было бы как минимум запоминающимся, но, увы, в мире, где существуют уже четыре сезона «Настоящего детектива», это выглядит уже довольно тускло.
Правда, австралийский актёр и здесь не халтурит, кажется, не без удовольствия подчёркивая закалку старой школы. Он снова, как и в большинстве своих прошлых работ, достаточно убедителен. В лице потерянного, смущённого от того, что он не может никого узнать из старых знакомых, детектива Фримана, проявляется то простоватый, но внимательный следователь, вроде лейтенанта Коломбо. А во флэшбэках возникает то муж-тиран, то агрессивный алкоголик, то просто человек, проходящий мимо места преступления и остановившийся поглазеть на происходящее. Вся противоречивость его персонажа не наиграна.
Насколько он был честен в том расследовании? Почему его напарник так настойчиво просит не ворошить старое, то есть буквально «не будить спящую собаку» (это отсылка к названию фильма)? Почему Айзек сразу признался в преступлении, а потом отказался? «Спящие псы» — это мир, полный служебных тайн, рокового выбора, теневых манипуляций, любовных страстей и круговой поруки. Был ли Фриман частью этого мира или, наоборот, как-то жил поодаль — вопрос, который будет мучить его и зрителя до самых финальных титров.