«Сокровища гномов»: не всякая находка клад

Сокровища гномов рецензия

Светская премьера фильма «Сокровища гномов» состоялась 25 апреля. Пять дней спустя он вышел в прокат, в котором вот уже две недели учит всех творить добро. Наш автор думает об этом фильме с самой премьеры. О гномах и невыученных уроках — в нашей рецензии. 

«Сокровища гномов» — это роман воспитания в приключенческом изводе. Смысл таких историй в том, что герой, изначально морально плохой, пройдя через испытания и претерпев лишения, прозревает и становится хорошим человеком. В фильме эта роль досталась Никите Кологривому. Его персонажу Роме тридцать лет, он мелкий аферист, постоянно ввязывающийся в темки и на них прогорающий. Когда-то работавший в автосервисе, Роман устал зарабатывать честно, преимущественно потому, что много так не заработаешь. Его стремление к легкой жизни и легким деньгам, как и всегда в такого рода фильмах, конечно, предосудительно, но по-человечески понятно. Роман живет в пусть и выхолощенном до неестественного блеска, но вполне узнаваемом мире. С той лишь разницей, что в его мире помимо людей живут ещё и гномы. 

Разница это во всех смыслах невеликая, но решающая. Роман, заметив, что умер его глубоко пожилой сосед по дачному поселку, забегает в его дом и хочет что-нибудь вынести. Удача, думает он, наконец-то ему улыбнулась: в доме пенсионера обнаруживается недописанное завещание. Роман, естественно, вставляет в него свое имя, становясь наследником очень небедного дедушки. Однако помимо дома, счета в банке и лесного массива, которым владел покойный, он получает его гномов и их золотой цветок.

Гномы в фильме — магические существа, похожие на смурфиков, чья основная задача — искать сокровища и творить добро. Кладоискательством они занимаются с помощью цветка, который способен определять местонахождение любого сокровища, денег и ценностей. Этот радар, однако, работает на очень странном топливе — людской доброте. Проблема в том, что Роман как-то не очень добр, а гномы на него за это очень злы. К тому же видит гномов только герой, так что можно даже подумать, что он сошел с ума и всё это странный ремейк «Бойцовского клуба» — время мельчает и вместо Бреда Питта теперь гномы. 

Версия с безумием, пусть и привлекательная, опровергается довольно быстро: гномов видит также дочь главного героя Варя (отличная юная актриса Алиса Руденко). Это добрая и отзывчивая девочка, которая, кажется, многое понимает про отца, но любит его все равно. Гномов видят только их собственники — впрочем, можно ли иметь гнома в собственности? — и девочке они явились, поскольку она наследница отца. Так мы понимаем, что гномы к тому же тонкие знатоки российского наследственного права и уважают наследование по закону.

Сокровища гномов
Кадр из фильма «Сокровища гномов»

В отличие от Романа, Варя сразу проникается к гномам и узнает их имена — Умник, Пекарь, Крепыш и Зевака. Отец и дочь вместе с этой четверкой креативно названных спутников отправляются на поиски денег и прочих материальных ценностей. Стоит ли говорить, что в итоге обогатятся они не только материально, но и духовно? 

Поиски сокровищ Наполеона — а именно их стремится найти главный герой — столь же абсурдны, сколь и до смешного занимательны. Сколько добрых дел нужно совершить, чтобы получить много денег? Сдать кровь? Перевести бабушку через дорогу? Поспособствовать возвращению отца в семью? Герой делает всё это — и много глупостей в процессе — а зритель (по меньшей мере зритель старше пяти лет) не может не задуматься: как отделить доброе дело от плохого? Есть ли у гномов какой-то список? Смотрят ли гномы на мотивацию поступков героя или только на их последствия? Какую сторону занимают эти маленькие поборники морали в этическом споре утилитаристов с кантианцами, где первые настаивают, что моральная ценность действий определяется их исходом, в то время как вторые предлагают смотреть на то, чем руководствовался человек? 

Времени подумать над этими вопросами фильм оставляет предостаточно: чем еще заняться, пока герои совершают очевидные глупости, поют песни в затянутых музыкальных эпизодах, или пока герой Кологривого в очередной раз делает, можно сказать, логические ошибки в моральной (да и любой) аргументации. Действие периодически прерывается на такие необъяснимые вещи, как, например, дневная поездка рядом с лесом под песню «Сказочная тайга» группы «Агата Кристи». 

Впрочем, это всё довольно поверхностные претензии. Во всеми любимых американских приключенческих фильмах тоже было много глупостей. Скажем, «Путешествие к центру земли» с Бренданом Фрейзером — замечательный фильм, но, в общем, совсем не Антониони. Ему и не нужно быть таким. Главная радость, которую может доставить приключенческое кино, — в его осознанной глуповатости, в наивной вере, что за каждым поворотом скрывается если не священный Грааль или Ковчег Завета, то точно какое-нибудь чудо. 

Сокровища гномов Никита Кологривый
Кадр из фильма «Сокровища гномов»

Однако «Сокровища гномов», наверное, именно в этом поддержании духа авантюризма и проваливаются по-настоящему. Гномы, конечно, нарисованы в стиле крайне сомнительных образцов графики в фильмах нулевых, но всё-таки мало сделать такую же плохую анимацию, не в ней был секрет успеха. Ощущение чуда, мира постоянных открытий в «Сокровищах гномов» подменяется дешевым морализмом: поступай хорошо и будешь богатым или поступай плохо и умрешь (буквально). 

Магическая природа богатства, которое обеспечивает гномий цветок-радар, аналогична природе проклятых сокровищ из мифов. Расхитители гробниц или победители драконов, которые завладевали их золотом, в классических мифах обычно погибают — древние клады несут смерть, счастья на чужой истории не построишь. Герой Кологривого практически разделяет судьбу Беовульфа и Торина Дубощита (и прочих драконоборцев), но вовремя одумывается и тратит деньги на доброе дело. За это гномы обещают ему ещё больше денег. 

Логика прироста добра в геометрической прогрессии делает всё это довольно скучным зрелищем. Достаточно понять, что, чтобы понравиться гномам, нужно быть не просто миллионером, а миллионером-филантропом, и все жизненные невзгоды будут разрешаться сами собой. Такое примитивное понимание морали, из которой полностью удаляется элемент сомнений — зачем Кологривому сомневаться, как поступить, если рентабельно только добро? — делает посыл фильма не то чтобы каким-то неправильным, но очень уж скучным. 

«Сокровища гномов» — кино порой искреннее, сделанное людьми в целом довольно талантливыми, но несколько нелепое, оставляющее впечатление легкого абсурда и в своих нравоучительных эпизодах крайне неестественное. В лучшие моменты герои поют «На сиреневой Луне» под аккомпанемент укулеле (трогательный выход Михаила Орлова; сам факт существования этой сцены и невероятен и как-то симпатичен). В худшие — странные гномы занимаются морализаторством. Как и всякая попытка вернуть прошлое, сняв американский приключенческий фильм из нулевых в 2025-м году в России, «Сокровища гномов» и сами кажутся каким-то призраком старины, случайно найденным сокровищем, обнаружив которое не знаешь, радоваться или поскорее закопать обратно. 

Понравился материал? Поделись с друзьями:

«Чужие деньги»: ничего личного, только бизнес Previous post «Чужие деньги»: ничего личного, только бизнес
«В списках не значился»: крепость не пала, она истекла кровью Next post «В списках не значился»: крепость не пала, она истекла кровью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *