В прокате комедийный байопик Мэтта Джонсона «Кто убил BlackBerry» – история о взлете и падении первого полноценного смартфона, рассказанная в шутливой псевдодокументальной манере. Разбираемся, кто этот фильм придумал, зачем, и, главное, кого винить в смерти некогда главного бизнес-телефона дояблочной эпохи.
Канада дала миру немало хороших людей и вещей. Как минимум, по паре Райанов и Джеймсов, одного Ривза и одного Фокса. Телефон, инсулин, кленовый сироп, IMAX, почти все девайсы, так или иначе связанные со снегом и, конечно, хоккей. А еще скромную компанию Research In Motion (RIM), начинавшую в 80-х с пейджеров. Режиссер Мэтт Джонсон предлагает зрителям погрузиться в конец прошлого века и понаблюдать за основателем RIM Майком Лазаридисом (Джей Барушель). Лазаридис – типичный гений-недоучка из золотого века бигтеха: бросил колледж, чтобы придумывать протоколы передачи данных и собирать на коленке девайсы, которые казались инвесторам либо нелепыми игрушками, либо недостижимыми вундервафлями. Вместе с коллегой Дагом Фрегином (Мэтт Джонсон) Лазаридис ни шатко, ни валко руководит крошечной компанией, пытается продавать модемы и попутно вяло питчит идею революционного устройства технологическим гигантам Канады.
Во время одной из таких презентаций молодые бизнесмены знакомятся с Джимом Болсили – настоящей корпоративной акулой в исполнении Гленна Хауэртона в нелепом парике-лысине. Презентация, конечно, проваливается, но Болсили с высоты огромного опыта хищно подмечает потенциал команды и вскоре оказывается в RIM на позиции содиректора. Так начинается восхождение странной парочки на вершину телекоммуникационного Эвереста. Настоящее удовольствие – наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой боссы BlackBerry. Лазаридис и Болсили, как два элемента пазла, искали друг друга всю жизнь. Первый – тихоня-инженер, понимает как обмениваются данными машины, но не люди, а второй – человек-сделка, берет жизнь прямо за патч-корд.
Мэтт Джонсон получил известность благодаря ироничным историям о документалистах. Его излюбленные приемы – подвижная камера, фиксирование крошечных деталей и эпизоды, словно выхваченные из середины действия. «Кто убил BlackBerry» в силу четкой жанровости не всегда следует этим правилам, все-таки тут у нас более-менее традиционный байопик. Но местами Джонсону все же удается разойтись. Команда Research In Motion – сплошь олдскульные гики, то и дело режутся в StarCraft или проводят ночи за просмотром «В поисках утраченного ковчега». А Даг Фрегин – квинтэссенция этого ребячества: с вечной банданой на голове (это, кажется, фишка самого Джонсона, а не его героя), в футболке с принтом Mortal Kombat и криминально коротких джинсовых шортах. За историей успеха канадского технологического гиганта стояли не столько бизнесмены, сколько фанаты «Звездных войн» и «Инопланетянина».
Нелепые парики и ситуативный юмор будто подчеркивают тот факт, что режиссер принял правила игры, но намеренно докинул в нее свои пять копеек. Однако, структурообразующие элементы фильма, при всех плюсах хулиганской режиссуры, осталась неизменны. На месте обязательные годовые отбивки, монтаж из газетных статей и титры «Что случилось потом». Адекватно, но пресновато для хулигана, мистер Джонсон. Неужели пиджаки победили?