17 февраля на большие экраны выходит фильм «Синдром», очередная попытка молодых российских кинематографистов сделать хоррор в лучших традициях американских молодёжных картин. Классические джампскейры, красочные и разнообразные смерти, любопытный концепт. Но получилось ли из этого собрать стройное и по-настоящему интересное кино?
Интересная концепция
Санкт-Петербург потрясает череда загадочных самоубийств. Каждый умерший, по словам друзей и близких, перед смертью говорил о некоем человеке в белом. Что выглядит ещё более странным — аналогичные события уже имели место 5 лет назад. Эти смерти объединяют молодых ребят — Егора (Илья Коробко), Карину (Дарья Мельникова) и её брата Богдана (Тимофей Дашук), которые пытаются разобраться в происходящем, затронувшем их семьи.
По сюжету герои аки заправские сыщики по крупицам собирают информацию, чтобы докопаться до сути несвязанных, на первый взгляд, самоубийств. Словно по волшебству, это им даётся без видимых трудностей: то под рукой внезапно окажутся следственные дела с подсказками (отец Егора работал в органах перед своей пропажей), то в психбольницу их пустят без бумажной волокиты (для России это кажется волшебством большим, чем сверхъестественная подоплёка происходящего).
Но вряд ли кто-то всерьёз собирается рассматривать «Синдром» как образчика вдумчивого и детализированного сторителлинга. Такие фильмы смотря ради хлеба и зрелищ! С этим у работы Вячеслава Руденко не сказать, что полный порядок, но на уровне концепции лента смотрится любопытно.
Загадочный человек в белом не просто так появляется перед самоубийцами. Он говорит им, как именно им следует лишить себя жизни. Если бы не откровенно скромный бюджет картины, это могло бы и выглядеть очень и очень эффектно. Но и при минимальных затратах команде удалось добиться местами довольно жуткого эффекта.
Гнетущая пустота внутри
Если с концепцией у ленты «Синдром» всё более или менее неплохо, то с её наполнением далеко не всё так радужно. Современные хорроры можно условно поделить на 2 направления: чистый фан, развлечение («Счастливого дня смерти» как пример) и фильмы с хай-концептом и метафоричной историей (как ленты Ари Астера, Джордана Пила, Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда и иже с ними).
Новый российский ужастик остановился где-то посередине. При этом для концептуальной истории фильму Руденко не хватает метафор и подтекстов (даже передачу «синдрома» по смыслу можно было обыграть интереснее, как было в том же It Follows, нежели отдать на волю всемогущего рандома). А как для развлечения на один вечер «Синдром» получился уж слишком серьёзным и даже гнетущим из-за общей мрачности и атмосферы безнадёги. Чего уж там, Петербург — место не для слабонервных.
Стоит ли смотреть фильм «Синдром»?
Обладая довольно интересной идеей запугивания зрителя и колоритным петербургским антуражем, так и напрашивающимся в хорроры, «Синдром» не лучшим образом использует свой потенциал. История не удивляет. Сказать авторам по большому счёту нечего. А развлекать из-за чрезмерно натужной атмосферы не слишком получается. Зато к главным актёрам претензий нет никаких. Илья Коробко и особенно Дарья Мельникова органично воплощают образы не самых дальновидных, но смелых молодых ребят. И слава богу, что фильм обходится без обязательной в таких случаях романтической пошлости.
Если подобные вводные вам кажутся отличным поводом пощекотать себе нервы, то смотрите «Синдром» в кино с 17 февраля.
Трейлер: