«Саван» Дэвида Кроненберга: смерть нас не разлучит

«Саван» Дэвида Кроненберга: смерть нас не разлучит

На больших экранах продолжает своё степенное шествие новая работа 81-летнего гуру боди-хоррора Дэвида Кроненберга. О том, как философская притча о принятии смерти уступила место сугубо «делу человеческому» — в нашей рецензии.

Бизнесмен и креативный продюсер корпоративных видеороликов Карш (Венсан Кассель) после смерти любимой жены (Дайан Крюгер) создаёт по сути цифровое кладбище, где родственники усопшего через специальное приложение могут наблюдать за постепенным разложением тела в могиле. Вслед за слегка неожиданно комичным объяснением работы кладбища (при котором есть ещё и ресторан) несостоявшейся (и понятно почему) новой пассии, Карш узнаёт о нападении вандалов, разбивших несколько могил. Среди них и надгробие его жены. Пытаясь выяснить причину осквернения, Карш погружается в пучину производственного ада и корпоративных шпионских интриг, где совсем нет места тонким материям.

Дэвид Кроненберг, видимо, последний алхимик современного кинематографа, в своей новой работе обращается к теме утраты, но неожиданно переводит её в плоскость корпоративного противостояния. Креативный продюсер и успешный стартапер, Карш (блестяще сыгранный Венсаном Касселем), создавший компанию, занимающуюся наблюдением за телами умерших, — концепция, которая могла бы стать основой психологической драмы.

Однако вместо углубления в переживания персонажа Кроненберг делает акцент на почти шпионских интригах, неожиданно выступая на совершенно другой стороне поля. В фильме вовсю начинает раскручиваться сюжет о конкурентах, взламывающих систему, цифровых аватарах-шпионах и промышленном саботаже. Даже родственники покойной жены вовлечены не столько в эмоциональные конфликты, сколько в схватку за контроль над технологией.

«Саван» Дэвида Кроненберга: смерть нас не разлучит
Кадр из фильма «Саван»

Разумеется, когда в графе «режиссёр картины» значится такой титан, как Кроненберг, от фильма нужно ожидать социального подтекста. И постановщик охотно этим ожиданиям соответствует. Например, как и многие его коллеги (опытные и не очень), с удовольствием препарирует сегодняшнюю цифровую действительность, где даже смерть становится товаром в приложении. Но Кроненберг, чей возраст уже предполагает устоявшуюся иронию в творчестве, идёт ещё дальше: он превращает похоронный бизнес в поле кибернетического противоборства, где главную опасность представляют не экзистенциальные тревоги, а корпоративные соперники.

Стилистически фильм напоминает не столько классические драмы о потере, сколько триллеры о техно-паранойе, в духе «Социальной сети» Финчера или «Видеодрома» самого Кроненберга. Холодная, почти клиническая эстетика, минималистичные диалоги и акцент на механизмах слежки создают ощущение производственного ада. Но часто это подаётся так безжизненно, что усидеть перед экраном тому, кто не смотрел ни одного фильма из разряда «Дэвид Кроненберг представляет», довольно сложно.

Хотя, может, в этом и была идея. Фильм о печальных похоронах и почти дворцовых интригах вряд ли может нестись со скоростью локомотива и отстреливать на ходу фейерверки. Впрочем, Кроненбергу давно позволено снимать так, как хочется ему. В любом случае «Саван» в первую очередь – это что-то экзотическое, чем нечто рядовое.

«Саван» Дэвида Кроненберга: смерть нас не разлучит
Кадр из фильма «Саван»

Что касается актёров в фильме, то Венсан Кассель легко вписывается в придуманную режиссёром концепцию. Его Карш не просто скорбящий вдовец, а одержимый владелец, у которого даже смерть не может отобрать то, что принадлежит только ему. Он отказывается отпустить жену, цепляясь за её останки с маниакальной решимостью коллекционера, не желающего расставаться с самым ценным экспонатом. Эта «похоронная монополизация» принимает форму бизнеса, где каждая деловая встреча, каждый технологический апгрейд — всего лишь ширма, скрывающая неспособность принять утрату. В этом слегка странном нарративе Кроненберг показывает, как современный капитализм превращает даже самые интимные переживания в поле битвы за контроль и владение.

«Саван» — это не просто фильм о потере. Это исследование того, как механизм потребления добрался до последнего табу — смерти. В этом фильме нет простых ответов, как нет их в лучших работах мастера. Есть только тревожные вопросы, заданные с присущей Кроненбергу виртуозностью. Это лишний раз подтверждает, что даже в своём почтенном возрасте режиссер не растерял дара тонко обличать (кажется, что почтенная пенсия ему ещё не грозит). И его главное предупреждение звучит пугающе актуально: настоящая опасность исходит не от мёртвых, а порой от нас самих.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Замурованные заживо: как «Кирпич» превращает быт в кошмар Previous post Замурованные заживо: как «Кирпич» превращает быт в кошмар
Эсай Моралес (Esai Morales) Next post Эсай Моралес: от «Озарка» до «Миссии невыполнима»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *