Орлы пролетели: рецензия на фильм «Птица»

Орлы пролетели: рецензия на фильм «Птица»

В прокат вышел новый фильм Андреа Арнольд «Птица» — любопытная мелодрама взросления о поисках себя в английской провинции. О том, почему не стоит пропускать фильм, в котором Барри Кеоган поёт жабе, — в нашей рецензии. 

Бэйли (Никия Адамс) всего двенадцать лет, но она уже, в общем, знает жизнь. Её отец — довольно безответственный, безработный, шокирующе молодой (герою Барри Кеогана 28 лет). Главным образом он проводит досуг, слушая брит-поп и надеясь сделать жабу «дойной коровой» — озолотиться на продаже её слизи в медицинских целях. Ещё он собирается жениться на девушке, которую знает шесть месяцев, и на воспитание чьей дочери охотно подписывается. 

Брату Бэйли, Хантеру (Джейсон Буда), — четырнадцать, и он хочет вершить справедливость. Они с друзьями организовали кружок вигилантов и теперь избивают плохих людей в их домах. Плохие люди, что характерно, от этого не кончаются. Ещё юный Бэтмен решил повторить подвиг отца: он пытается сохранить их с девушкой (его ровесницей) ребёнка — договорившись, подравшись, сбежав от проблем.

Мама Бэйли и её три сестры живут на другом конце города и словно в каком-то другом мире. Если бедность Кеогана и компании ещё вполне жизнерадостная — хотя у них нет перспектив, они есть друг у друга — то жизнь матери девочки, конечно, уверенно движется в сторону ада. Она живёт с агрессивным бездельником, который бьёт её и её собаку, и, в общем, на грани того, чтобы просто избивать детей. 

Птица 2024
Андреа Арнольд
Франц Роговский
Роговски
Кадр из фильма «Птица»

Разрываясь между эгоистичным энтузиазмом отца и обреченной отстранённостью матери (диалоги с которой состоят из реплик в духе «совсем ты, дочь, некрасивая стала»), Бэйли не просто одинока, но как-то покинута. Для друзей брата и их кружка народных мстителей она слишком маленькая, для сверстников, очевидно, слишком много видела в жизни. Её летние каникулы, во время которых происходит действие картины, — не время отдыха, а время пустоты. 

Всё может измениться, когда она встречает бродягу по имени Птица (Франц Роговский, как всегда выдающийся) — странного молодого человека с грустными глазами и тихим голосом. Он мало говорит, непривычно двигается и проводит ночи, стоя на крышах домов. Для Бэйли его печальная странность — отражение её собственного одиночества, его нездешность — выражение стремления вырваться. Притом есть он или нет, тот ли он, кем кажется, — всё это вопросы, важные лишь со стороны, но точно не для девочки.

«Птица» как фильм похожа на одноименного героя. Это кино медитативное, созерцательное, находящее в привычных предметах непривычную красоту. Барри Кеоган и его друзья поют Coldplay. Лошадь стоит в колосящемся поле. Одинокий человек стоит на крыше, но не прыгает, как можно было бы ожидать в таком кино, а как будто готовится взлететь. Фильм Андреа Арнольд, известной своими фестивальными хитами о рано повзрослевших девушках, интересен именно этим нарушением конвенций социального кинематографа, обманом ожиданий. Там, где мы давно привыкли видеть падение, автор решает показать взлёт. 

Птица 
Барри Кеоган
Кадр из фильма «Птица»

Все тропы британского реализма кухонной раковины поданы в картине нарочито замедленно: героиня не просто живёт, но всматривается в окружающий мир, постоянно фиксируя его, по доброй зумерской привычке, на камеру телефона. Конечно, картину можно описать отсылкой к фильму «Кес», но — и это редкое для 2024-го года достижение — «Птица» не исчерпывается этим сравнением. Замедлив повествование, Арнольд даже ярость малолетних народных мстителей смогла показать через печаль в их глазах, через попытку постричься под настоящих вигилантов. Следующая за этим сцена избиения нужна уже для другого — чтобы показать, как страшно в некоторых вещах идти до конца. 

Притом главное достижение Арнольд, конечно, как раз тоже конец, финал картины. Последние сцены невольно заставляют поверить, что у Бэйли и её семьи всё будет хорошо, но главное не в этом. Режиссёрка позволяет своим героям просто жить, с неуверенностью смотреть в туманное будущее, слушать Universal в исполнении Кеогана. Персонажи «Птицы» вынуждены выживать в заданных условиях, но тем не менее не сводятся к ним. Не сводятся к своим классу, расе, гендеру. Не сводятся, в общем, к своим проблемам. 

Мы не знаем, что с ними произойдёт, но понимаем, что хотя бы в их случае у социальной истории не получится так просто заявить свои права. Эти люди живут за чертой бедности, но живут по-настоящему. И в умении показать это без особенной сентиментальности и избыточного пафоса состоит, наверное, то, за что стоит ценить кинематограф Андреа Арнольд. Как и, конечно, за то, что она подарила нам лучшую бизнес-схему на свете: если вы не мечтаете делать деньги на хоровом пении жабе, непонятно, о чем вы мечтаете в принципе. 

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Хомякон после титров Previous post Хомякон: что ждать от главного гик-фестиваля этого года
Обложка на сай-фай Next post От восстания машин и гуманоидов до электроовец: какие идеи формируют сай-фай 21 века

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *