Серый человек ложится в серый гроб: рецензия на фильм «Серый человек»

22 июля видеотека Netflix пополнилась очередным потенциальным хитом и, наверное, самым ожидаемым фильмом стриминга этого лета со звёздами мирового кинематографа в главных ролях. «Серый человек» по идее должен был составить достойную конкуренцию Джеймсу Бонду, Джейсону Борну и Итану Ханту, но ему попросту не хватает «красок».

22 июля видеотека Netflix пополнилась очередным потенциальным хитом и, наверное, самым ожидаемым фильмом стриминга этого лета со звёздами мирового кинематографа в главных ролях. «Серый человек» по идее должен был составить достойную конкуренцию Джеймсу Бонду, Джейсону Борну и Итану Ханту, но ему попросту не хватает «красок».

«Серый человек» вышел в смутное для Netflix время. За последние полгода стриминг потерял больше миллиона подписчиков по абсолютно различным причинам, но при этом он всё равно остаётся лидером по количеству пользователей, опережая ближайшего конкурента Disney+ больше чем на 80 миллионов (даже если брать в расчёт Hulu и ESPN+, принадлежащие «мышиной корпорации», «тудум»-платформа всё равно в лидерах на 15 миллионов домохозяйств).

Тем не менее спад стриминг принял оптимистично и уже строит планы на будущее, рассчитывая сохранить своё лидерство. Пользователей ждут франшизы по оригинальным проектам (по «Очень странным делам» уже обсуждается дюжина фильмов и сериалов), новые киноэксперименты, игры, появление рекламы с целью снижения стоимости подписки, эксклюзивные премьеры, телешоу и, кто знает, что ещё придумают в корпорации, чтобы привлечь внимание к платформе. Только вот если продолжать выпускать проекты как из пробирки, то далеко на этом не уедешь. Сначала «Красное уведомление», теперь «Серый человек». У Netflix явно какие-то проблемы с цветовой палитрой.

Шо по сюжету?

Курт Джентри (Райан Гослинг) — преступник, который отбывает длительный срок в тюрьме, но агент ЦРУ Фитцрой (Билли Боб Торнтон) видит в молодом человеке потенциальную пользу для государства и вербует его, превращая в спецагента. Джентри проходит специальную подготовку и становится серым человеком под кодовым именем Сьерра Шесть. 

Спустя 18 лет на совместном задании с Дани Мирандой (Ана де Армас) Шестой устраняет своего коллегу — Сьерру Четыре, который передаёт ему в руки чип с компроматом на начальника (Реге-Жан Пейдж). Чип спецагент передавать отказывается, поэтому следующей мишенью назначают его. Скрывшись на улицах Бангкока Шестой стремится попасть в Прагу, пока на него охотится весь мир во главе с наёмным волонтёром-отморозком Ллойдом Хэнсеном (Крис Эванс).

Разноцветный мир опасен

Закончив работу в киновселенной «Марвел», братья-режиссёры Энтони и Джо Руссо начали снимать фильмы для стримингов. После финальной части «Мстителей» в 2019 году братья сняли криминальную драму «По наклонной» с Томом Холландом в главной роли для Apple TV+, выпущенную в 2021 году, а теперь и «Серого человека» для Netflix. Честно сказать, работа вне супергеройского жанра у Руссо пока выходит не такой яркой.  

Взявшись за экранизацию одноимённого романа Марка Грини, братья надеялись сделать коммерческий проект, поднимающий острые проблемы и показывающий на их примере продюсерам, что вкладываться в авторские фильмы от режиссёров, предлагающих что-то, выходящее за рамки, может быть выгодно. Только вот Джо и Энтони совершенно забыли наделить картину остросюжетностью и предложить зрителям свежий взгляд на боевики. 

Серый человек
Райан Гослинг на кадре из фильма «Серый человек» (2022)

«Серый человек» смотрится, как набор клише и совершенно избитых второсортных приёмов из боевиков образца 80-90-х годов, но со спецэффектами из 2022. Если фильм сняли с серьёзным подтекстом, то можно подумать, будто режиссёры держат зрителей за балбесов, которые в жанре абсолютно ничего не видели. Подобно «Красному уведомлению» с другим Райаном в одной из главных ролей, новый блокбастер Netflix будто сделан по простейшей формуле: большой бюджет + очень популярные актёры + дорогие спецэффекты + простой сюжет с узнаваемыми архетипами. Кажется, если бы нейросеть умела снимать кино, то оно получалось бы именно таким. 

Конечно, к экшену в фильме не придерёшься, как никак бюджет в 200 миллионов открывает чуть ли не безграничные возможности. Поэтому все взрывы, хореография боёв и сцены со стрельбой и различными трюками выполнены на высшем уровне. Проблема лишь в том, что никаким смысловым уровнем всё это не приправлено. Беготня по десятку стран ради беготни и взрывы ради зрелищности. Ничем существенным, кроме разве что актёров, от проходных боевиков «Серый человек» не отличается. Все два часа действа больше похожи на халтуру под логотипом Netflix, нежели на картину, которая открывает возможности для дорогого авторского кино в духе «Всё везде и сразу».

В главных ролях: Райан Гослинг…

Блистательный актёрский состав не в состоянии вытянуть фильм, чтобы он встал в ряд со своими конкурентами. Райан Гослинг на протяжении двух часов либо молчит и жуёт жвачку, либо бросается клишированными фразами. Актёр получил, наверное, свою самую заурядную роль в карьере, чего до этого успешно избегал. 

На подмоге у Гослинга Ана де Армас, которая чуть ли не повторяет свою роль из «Не время умирать», только делает это не так успешно и ярко. А вот без Криса Эванса «Серый человек» явно смотрелся бы значительно хуже. Бывший Капитан Америка вновь перевоплощается в антагониста, только в этот раз в самого что ни на есть конечного отморозка, а не просто обаятельного негодяя, как в «Достать ножи». И смотрится Эванс весьма органично. 

Серый человек ложится в серый гроб: рецензия на фильм «Серый человек»
Ана де Армас на кадре из фильма «Серый человек» (2022)

Помимо троих главных героев, конечно, есть ещё персонажи. Например, приставленная к герою Эванса женщина (Джессика Хенвик) из верхов власти, которая постоянно кричит на Ллойда Хэнсена и причитает, что его методы слишком жестоки и вообще он обделался и наломал дров, которые разгребать они будут всей бригадой. Или девочка Клэр (Джулия Баттерз), к которой Шестой испытывает тёплые отцовские чувства. Сама Джулия очень неплохо смотрится в образе и блистает своей харизмой, но её персонаж мало того, что сирота, которую в фильме приходится спасать только потому, что так нужно по сценарию, так у девочки ещё и кардиостимулятор стоит. Воу, куда столько? Не хватает лишь смертельной болезни или инвалидности, чтобы зритель уж точно понял, насколько беспомощен ребёнок.

Почти все персонажи второго плана невзрачные и не запоминающиеся, которые лишь выполняют функцию марионеток для продвижения сюжета. Учитывая, что стриминг хочет превратить «Серого человека» во франшизу, интересно, в каком направлении пойдёт уже подтверждённый сиквел. Конечно, посмотрят фильм очень много подписчиков. Возможно «Серый человек» даже побьет какие-то рекорды стриминга и станет хитом квартала, но насколько целесообразно и вдумчиво будет продолжение столь среднего фильма? Вопрос открытый.

Галопом по Европам

Действие картины происходит в десятке стран, но съёмочная группа едва ли посетила каждую из них. Может быть, две-три, да и там в съёмках помогали дроны. За два часа зритель прыгает из страны в страну с огромной скоростью, еле поспевая за крутым и бойким Шестым. По пути к финалу «Серый человек» по кусочкам собирает знаменитые фильмы-референсы: «Миссия невыполнима», «Джеймс Бонд», «Леон», «Джон Уик», «Форсаж», «Джейсон Борн», приправляя это всё странными пролётами камер-дронов, цитатами (как же неуместны Шопенгауэр и миф о Сизифе, вы бы знали) и отсылками. В какой-то момент даже проскакивает очевидная отсылка на «Барби», где Кен имеет внешность Сьерры Шесть.

Серый человек ложится в серый гроб: рецензия на фильм «Серый человек»
Крис Эванс на кадре из фильма «Серый человек» (2022)

После всех этих драйвовых скачек фильм приходит к невероятно вялому финалу. Злодеи не наказаны, концовка очень смазанная, задача по остросюжетным проблемам не выполнена. Заявка на сиквел вроде бы есть, но в случае провала на этом можно и точку поставить (чувствуется, что Netflix рискует и рассматривает оба варианта). И вот прошли два часа, на экране начались пятнадцатиминутные титры, а ты сидишь/лежишь и не понимаешь: то ли тебя надули, подсунув пожёванную жвачку, завёрнутую обратно в упаковку, чтобы не спалиться, то ли жвачка настолько специфического вкуса, что ты просто не выкупил её прикола, а пожёванность выступает как изюминка, понятная лишь истинным ценителям. 

Шо в итоге?

Неизвестно, учтёт ли стриминг ошибки первого фильма, сменит ли режиссёров и доволен ли конечным результатом, но так или иначе франшиза запущена. «Красное уведомление» станет трилогией, «Серый человек» будет продолжать биться за место под солнцем среди франшиз шпионских боевиков студий-конкурентов. Неужели это те фильмы, которые стоит снимать в надежде привлечь зрителя? 

Серый человек ложится в серый гроб: рецензия на фильм «Серый человек»
Реге-Жан Пейдж и Ана де Армас на кадре из фильма «Серый человек» (2022)

Безусловно, откровенно плохой картину не назовёшь, но и до хорошей ей далеко. Вот правда, самый что ни на есть средний проходной боевик, чтобы перед экраном расслабиться и понаблюдать, как крутые дяденьки и тётеньки разносят столицу Чехии с помощью трамвая по причине недобросовестности государства, старающегося устранить свои улики. 

Пожалуй, самым лучшим и ёмким ответом на вопросы по типу: «Удался ли «Серый человек»? Годная получилась картина? Хорошо Руссо освоили деньги Netflix?» будет немного видоизменённая фраза из ленты, повторяющаяся несколько раз: «Это просто обычный фильм». Самый что ни на есть проходной. Ни больше, ни меньше.

Понравился материал? Поделись с друзьями: