Русский след в мировом кино: 4 трагичных, забавных и занимательных истории

Русский след в мировом кино: 4 трагичных, забавных и занимательных истории

Недавний успех российских актеров на Каннском фестивале и премии «Оскар» заставляет задаться вопросом: случались ли подобные истории с нашими соотечественниками раньше? Ответ лаконичен: случались, и сегодня они как никогда требуют гласности

Экипаж корабля «Альбатрос»

«Альбатрос» – это не только диссидентский корабль с русской интеллигенцией, но и вдохновленная названием плавательного средства кинофирма, созданная в 1922 Е. Ермольевым, А. Каменкой и Н. Блохом, эмигрировавшими во Францию после революции 1917 года.

Основной ее особенностью было привлечение к работе над фильмом не только французских, но и русских работников индустрии. Из-за этого, например, в титрах экранизации «На дне» Максима Горького мы можем видеть Евгения Замятина на посту сценариста, продюсера Александра Каменку, оператора Федота Бургасова и декоратора Евгения Лурье.

С уставным капиталом в 1 миллион франков и арендованными павильонами студии Пате команда полупрофессионалов исправно держалась до возникновения звукового кино, которое уничтожило универсализм и интернациональный характер немых кинолент, что не могло не повлиять на студию эмигрантов.

Крах «Альбатроса» в 1939-м не расстроил планов отцов-основателей. Каменка уже в 50-х продолжал принимать участие в жизни французского кино, держа руку на пульсе новой волны и принимая участие в Каннском кинофестивале в качестве жюри. Ермольев переехал в Лос-Анджелес и продюссировал американские картины до самой старости.

Русский след в мировом кино: 4 трагичных, забавных и занимательных истории
Фото работников студии «Альбатрос»

На осколках Российской империи

Братья Джозеф и Николас Шенк, хоть и еврейской крови, все же тесно связаны с Необъятной. Ныне покойные, они проделали удивительный путь, родившись в Рыбинске, городе Ярославской губернии, и став акулами в мире американского кинобизнеса. Например, Джозеф числится первым директором 20th Century Fox и бенефициаром карьеры Мэрилин Монро, а Николас стал управляющим спаянной корпорации Metro-Goldwyn-Mayer.

Братья не были одержимы идеей проникнуть на фабрику грез. Самый актуальный вопрос для Шенков по прибытии в США – денежный, поэтому они сначала продавали газеты, потом запустили малый фармацевтический бизнес, а несколько позднее встретили Маркуса Лоу и приняли от него совет вложиться в театральный бизнес.

Существует расхожая шутка о том, что кладбище Голливуд-Хилз усеяно телами русских и евреев, ведь именно они являлись инженерами и строителями систем кинопроката и кинопроизводства, которые по прошествии десятилетий остаются самыми успешными.

Звезда на алее славы, ссора с Фоксом, сотрудничество с Уорнером и Тальбергом – Джозеф и Николас олицетворяют одновременно и бездушную коммерцию, и креативное ядро монументальной структуры и тотального мифа кино.

Русский след в мировом кино: 4 трагичных, забавных и занимательных истории
Фото братьев Шенк

Из князи в мимы

Дворянский род Татищевых имеет славное генеалогическое древо. Усыпальницей его сынам служил Симонов монастырь, а среди знатных представителей затесались государевы казначеи, генерал-аншеф, автор капитального труда «История Российская», бояре, воеводы, опричники и даже потенциальный заговорщик против Василия Шуйского. Каким же образом эти люди связаны с кино?

5 ноября 1982 года на свет появляется Яков Георгий Татищев, сын Жоржа-Эммануэля Татищева, внук русского генерала Дмитрия Татищева, которого даже хотели объявить перед императором, но вот только младенец был незаконнорожденным и по слухам прижит от цирковой артистки.

Оставшись во Франции, Яков Татищев стал Жаком Тати – последним великим мимом кинематографа. Уникальность Тати распространяется не только на происхождение. Если взглянуть на двух титульных мимов – Чарли Чаплина и Бастера Китона, то создастся впечатление, что средний рост человека этой профессии не переваливал за 170 сантиметров.

И вот в компанию вершков и корешков вклинивается вытянутый иероглиф, почти двухметровый гигант Жак Тати. Что удивительно, актер нисколько не потерял в пластике, наоборот: пропорции тела стали одной из черт авторского стиля, позволяя выгибаться то в курительную трубку, то в саксофон.

Тати не отличался высокой продуктивностью, во многом из-за финансовых провалов последних фильмов, однако каждая из его работ – это часовой механизм, музыкальная шкатулка, гармония и математический расчет в любом эпизоде. Возможно поэтому он любил герметичные пространства: курортный отель, фабрика, буржуазный особняк.

Умер режиссер от ромбоэмболии легочной артерии, которая была вызвана страстным курением. Разделила эту участь и его дочь Софи Татищева, скончавшись от рака легких в 2001 году.

Русский след в мировом кино: 4 трагичных, забавных и занимательных истории
Фото Жака Тати

Призрак невесты

Барокко 16-18 веков ставило себе целю испытать внимательность наблюдателя, погрузить его в фасцинативный поток визуальной игры, отсюда и главный прием барочного живописца – трамплей (обманка). Необарокко уже пришло в мир обманутых и разгадавших тайну, поэтому оно лишь делает вид, еще сильнее завивая кудри эстетики.

Cinéma du look (так было названо новое направление) – это рекламная фактура, видео и аудио синкретизм, психоделическое повествование и полное отсутствие меры. Последнее предопределило скорый и трагичный финал трех французских проспектов. Люк Бессон перебрался в Голливуд и стал лишь «одним из», Бенекс погубил в ледяной воде легенду французского кино Ива Монтана на съемках «Острова мастодонтов», а Леос Каракс нашел любовь в картине «Три дня», но, к несчастью, ненадолго.

Русский след в мировом кино: 4 трагичных, забавных и занимательных истории
Фото Екатерины Голубевой

Позднее Каракс возьмет Голубеву в жену и удочерит ребенка. Конец мы все прекрасно знаем: 3 августа 2011 года артистка ушла из жизни по не выясненным обстоятельствам, а 20 августа похоронена на Пер-Лашез. История могла бы закончиться на этом, но в 2019 Леос приступает к съемкам фильма «Анетт» по сценарию группы Sparks – удивительно автобиографичной и несвойственной его стилю картины. Совершенно неважно, что это: стечение обстоятельств или эмоциональное прощание с любимой женой, потому что «Анетт» вернула Каракса к режиссуре, а зрителя – к мартирологу имени Екатерины Голубевой, выполнив свою непроизвольную функцию.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

«Берсерк», «Спираль», «Боруто»: каких аниме-сериалов лучше избегать Previous post 9 аниме-сериалов, которые лучше никогда не видеть
«Город грехов» 20 лет спустя: как чёрно-белые комиксы захватили большой экран Next post «Город грехов» 20 лет спустя: как чёрно-белые комиксы захватили большой экран

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *