Виза в мир за несколько километров от города: рецензия на якутский киноальманах «Ыт»

1 февраля на сервисах Premier, KION и Wink состоялась цифровая премьера киноальманаха «Ыт», снятого в республике Саха (Якутия). Малобюджетная картина очередное доказательство, что фильмам из глубинки России есть, что противопоставить отполированным до блеска безыдейным коммерческим проектам.

1 февраля на сервисах Premier, KION и Wink состоялась цифровая премьера киноальманаха «Ыт», снятого в республике Саха (Якутия). Малобюджетная картина очередное доказательство, что фильмам из глубинки России есть, что противопоставить отполированным до блеска безыдейным коммерческим проектам.

Последнее время от России на фестивали (в том числе и международные) отправляется всё больше картин. Некоторым удаётся вернуться оттуда с наградами, но самое забавное, что большинство фильмов сняты авторами из, казалось бы, совершенно неочевидных с точки зрения кинематографа регионов. Мастерская Сокурова в Нальчике подарила нам Киру Коваленко («Разжимая кулаки»), Кантемира Балагова («Дылда», «Теснота») и Владимира Битокова («Мама, я дома»), вот и в холодной Якутии с недавних пор кино переживает своеобразный бум. «Нууча», «Рядовой Чээрин», «Надо мною солнце не садится», «Костёр на ветру» (он даже удостоился упоминания в одной из новелл) — лишь немногие примеры волны новых якутских фильмов.

«Ыт» — совместный киноальманах режиссёров Степана Бурнашёва («Чёрный снег») и Дмитрия Давыдова («Пугало»). Бюджет картины составил совершенно незначительные 750 тысяч рублей, а съёмки продлились всего две недели в Амгинском улусе. Многие подумают: «Что там снимешь за такие небольшие деньги? Сейчас многим на обычные драмы нескольких миллионов мало, а тут в какой-то деревне, да за меньше миллиона? Сказки.» Но только не для тех, кому действительно важен кинематограф. В итоге фильм вошёл в основную программу 37-го Варшавского международного фестиваля и вернулся на Родину со специальным призом жюри. Что же такого примечательного в столь недорогом авторском сборнике историй?

Шо по сюжету?

Альманах состоит из семи совершенно разных по степени абсурдности, драматизма и комичности историй. Каждая новелла — это проблемы, волнующие республику и её обыкновенных жителей. Пусть масштаб не глобальный и ограничивается, порой, лишь соседскими отношениями, важность их не стоит недооценивать. На первый взгляд в «Ыт» воплощены необычные и странные сюжеты, но ситуации вполне реальны для маленьких глубинок России.

Мальчишка одалживает отцовское ружьё другу без разрешения. Муж с женой во время чаепития вступают в политический спор в день выборов нового главы села. Сосед, занимающийся боксом, решает перенести туалет близко к чужому огороду. Глава посёлка вынужден в одиночку идти успокаивать пьяного дебошира, наставляющего ружьё на всю семью. Смешные и одновременно грустные истории, погружающие в быт небольшой деревни. Неизвестно, происходят ли события в пределах одного населённого пункта, но в каждой новелле перед героями встаёт нелёгкий выбор…

Кусачие от жизни собачей

Если перевести «Ыт» с якутского языка, то слово может означать «собака» или «выстрелить». Конечно, и собаку, и выстрел зрители на экране увидят, но название альманаха вряд ли настолько прямолинейно (хотя на постере и баннере красуется изображение прямоходящей собаки с ружьём в лапах). Картина Бурнашёва и Давыдова рассказывает о людях, причём самых простых деревенских людях.

Жизнь богатством и роскошью не блещет, кругом пьянство, драки, бытовые проблемы, трудности с оформлением документов на сено или участок, ужасные сельские дороги и ворующие чиновники. Повседневность среди сельского хозяйства не такая радужная, как многие привыкли думать. В подобных условиях люди живут не только в Якутии, но и в других регионах за пределами больших городов. Какие вопросы феминизма и гендерного равноправия могут подниматься в местах, где покупка иномарки — событие, обсуждаемое целой деревней, как из ряда вон выходящее. Новость, словно сарафанное радио, распространяется по посёлку, и каждый житель недоумевает откуда человек взял деньги, если «всю жизнь на «Жигулях» ездил и ещё алименты платит»?

Виза в мир за несколько километров от города: рецензия на якутский киноальманах «Ыт»
Баннер фильма «Ыт» (2021)

Естественно, в подобных условиях авторы ставят героев перед нелёгким выбором. Точнее ставят даже не столько сценаристы, сколько сама жизнь, ведь если посудить, то «Ыт» с документальной точностью передаёт современную деревенскую реальность. И перед лицом сложившихся обстоятельств персонажи каждой новеллы вступают во внутреннюю борьбу: превратиться в животных (думается мне собак, как напрямую называют группу людей в одной из историй) или сохранить человеческое лицо.

Авторы с задором смотрят на ситуации и в самых драматичных случаях находят повод для улыбки. Подобный взгляд на русскую хтонь лично мне напоминает стендапы Сергея Орлова, смеющегося даже над самыми странными и мрачными сторонами жизни в глубинке. Тем более, что комик сам родом из якутской глубинки, о жизни которой многократно рассказывал в собственных выступлениях. И если сравнить ситуации, рассказанные Орловым с новеллами «Ыт», то можно легко найти схожесть, затрагиваемых проблем.

Команда на этом собаку съела

Как упоминалось выше, «Ыт» продюсеры сняли всего за 750 тысяч рублей («скинулись напополам», как они сами говорят) и две недели. В фильме нет блеска в каждом кадре. Уж не знаю, по задумке авторов или по причине скромного бюджета, фильм выглядит крайне реалистично. Нет эффектов и цветовой коррекции. Создаётся впечатление, что при монтаже Степан Бурнашёв (да, монтировал тоже он) просто взял исходники и склеил их в первозданном виде. Суть в том, что подобный ход далеко не в минус фильму, картинка выглядит весьма аутентично. Создаётся непосредственный эффект причастности к происходящему. Зритель будто подглядывает за деревенской жизнью: то прячется за окном, то выступает в роли прохожего, издали наблюдающего за ситуацией.

Виза в мир за несколько километров от города: рецензия на якутский киноальманах «Ыт»
Кадр из фильма «Ыт» (2021)

Операторское мастерство Николая Петрова прослеживается на протяжении всего хронометража картины. Чего только стоит сцена с направляющимися на разборку с соседом пьяных друзей, снятая одним кадром. Зрителю сразу становится понятно, насколько маленькая деревня. Или пролёты камеры из комнаты в комнату в новелле с семейным политическим спором, а в определённый момент стороны мужа и жены даже разделяют по цвету, подчёркивая разногласия их выбора.

Картину переполняют статичные картинки с панорамами якутской природы и деталями деревенской жизни: наполовину вкопанные в землю покрышки, старенькая кухонная утварь, поношенный пакет из магазина GJ, висящий на гвозде и прочее. Камера то прячется за углом или в траве и подглядывает за актёрами, то находится так близко к лицам, что становится зрителям некомфортно. Да, может быть, постановка драк не выглядит столь убедительной и моментами в съёмке заметна нехватка средств, но и без раздутого бюджета невооружённым глазом видно настоящее кино от талантливых авторов.

Единственный минус «Ыт» на мой взгляд — диалоги героев. Им не хватало живости и, как бы странно это не звучало, ругательств, потому что все мы знаем, как разговаривают между собой обыкновенные мужики в деревнях, особенно на эмоциях. Хотя не исключаю, что минус отпадёт с просмотром фильма в оригинале, а не в российском дубляже, съевшем чувства и интонации якутской речи, но тут уж либо я на Premier не нашёл оригинальной дорожки, либо её там вовсе нет (если так, то стоило бы добавить, потому что тот же «Разжимая кулаки» важно было посмотреть в оригинале на осетинском вперемешку с русскими словами).

Виза в мир за несколько километров от города: рецензия на якутский киноальманах «Ыт»
Кадр из фильма «Ыт» (2021)

В остальном все возможности бюджета были реализованы командой создателей по максимуму: начиная от актёров-любителей, заканчивая режиссёрами, продюсерами и сценаристами по совместительству Степаном Бурнашёвым и Дмитрием Давыдовым справились с обязанностями невероятно здорово и подарили республике и стране очередной фестивальный хит. Не зря же «Ыт» получил специальный приз жюри с формулировкой «За чистый кинематографический взгляд на простую повседневную жизнь».

Шо в итоге?

Якутский киноальманах, съездивший на европейский кинофестиваль категории «А», определённо стоит зрительского внимания. Дуэт Бурнашёв-Давыдов оголяют проблемы, касающиеся не только одной отдельной деревни или республики, а всей нашей большой страны за пределами мегаполисов и, возможно, даже всего земного шара. Пусть некоторые истории кажутся абсурдными и нереальными, но жизнь непредсказуема, а проблемы глубинок — это в том числе и наши с вами проблемы.

Не обязательно отъезжать на несколько километров от вашего населённого пункта, чтобы пьянство, драки, воровство и прочие человеческие пороки стали заметны, достаточно лишь присмотреться внимательнее. Именно поэтому важно обращать внимание на окружающую действительность, и именно поэтому так важен выбор каждого в борьбе с животным началом и человеческой натурой.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Дорогой Эван Хансен Previous post «Дорогой Эван Хансен» – как запороть славный мюзикл
«Ваша честь»: плюсы и минусы российской версии истории о правильном судье Next post «Ваша честь»: плюсы и минусы российской версии истории о правильном судье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *