1860 год. Противостояние в США между Севером и Югом. Раба Питера (Уилл Смит) насильно перевозят на более тяжёлый участок работ. Его жена и дети остаются у прежнего хозяина. Узнав, что в армии Линкольна идёт набор освобожденных из рабства, Питер сбегает и направляется в Батон-Руж – место дислокации войск Севера. Желание у него только одно – стать свободным и вернуться к своей семье, во что бы то ни стало. А по следам беглеца уже идёт матёрый охотник за головами Джим Фессел (Бен Фостер), для которого поимка Питера становится глубоко личным делом.
Фукуа снял кино прямолинейное, простое, без интриг и неожиданных поворотов. Фильм идёт чётко по заданному курсу, громко объявляя остановки-главы: похищение героя, побег, выживание в болотах, армия, освобождение. Никаких рывков в сторону. Поэтому понять, чем кончится «Освобождение» можно уже после первых 20 минут.
Получилась некая смесь «Выжившего» и более мрачной версии «Джанго освобожденного», где героев вело желание отомстить, и спасала любовь к женщине. В «Освобождении» Уилла Смита тоже спасает любовь – к жене и детям. Ради них он готов вынести всё: преследование охотника за головами (шикарный Бен Фостер), голод, боль, болота, усталость и даже битву с крокодилом (отлично снятая сцена). А потом можно и отомстить. Но это не точно.
Фукуа будто нарочно не желает принимать действительность и снимает вопреки всему, даже собственному умению качественно поставить хороший боевик. Можно ли похвалить его за такую смелость? Наверное — да. Таких интонаций в кино теперь увидишь не во всякий день, а может они и вовсе на грани исчезновения. И Антуан Фукуа об этом прозрачно намекает и немного печалится.
«Освобожденный» вряд ли будет отсвечивать где-то рядом с «Джанго», «12 лет рабства» или «Зеленой книгой» (ну, разве что в рекомендациях стримингов). Это не другое, но и не похожее. У Тарантино залихватский эксплотейшн, у Фарелли и МакКуина — глубокая драматургия. У Фукуа — ни первого, ни второго. Желание усидеть сразу на трёх стульях, в итоге, привело его к трём известным соснам, где Фукуа и заблудился, так и не приняв решения, — что будет основным столпом истории.
Несмотря на опыт и набор отличного инструментария, в купе с прекрасными актерами, «Освобождение» Фукуа получилось долгим, бесцветным (в прямом смысле), стерильным, и положа руку на сердце – скучным и малозанимательным фильмом.
В нем ощущается некая формалистика вместо глубокого высказывания на острую тему, а Уилл Смит в очередной раз покаялся за скандал на «Оскаре» (хотя съемки «Освобождения» начались задолго до этого).
В итоге открыть для себя новый горизонт не получилось ни у кого. Фукуа, скорее всего, облегченно вздохнёт и примется за новую часть «Великого Уравнителя», а Смит отчаянно будет искать новые способы вернуться на кинематографический Олимп.