Крупная рыба: рецензия на фильм «Кит» (2022)

21 февраля состоялся цифровой релиз нового фильма Даррена Аронофски «Кит» с Бренданом Фрейзером в главной роли. Рассказываем о кинематографическом камбэке звезды «Мумии» в непривычном для всех амплуа.

21 февраля состоялся цифровой релиз нового фильма Даррена Аронофски «Кит» с Бренданом Фрейзером в главной роли. Рассказываем о кинематографическом камбэке звезды «Мумии» в непривычном для всех амплуа.

«Кит» впервые был показан 4 сентября 2022 года на Венецианском кинофестивале, где Брендан Фрейзер сорвал шестиминутные овации за сыгранную роль. Критики сразу же заговорили о возможных номинациях и наградах для актёра в предстоящем сезоне. Что ж, они оказались правы. На сегодняшний день Фрейзера номинировали за лучшую мужскую роль на премию BAFTA и «Золотой глобус», а SAG и вовсе отдали ему награду, но венцом всё-таки является выдвижение на «Оскар». Конкуренция, конечно, очень серьёзная (нужно обскакать, как минимум, Колина Фаррелла и его брови), однако шансы забрать статуэтку всё-таки есть. Победителя мы узнаем 12 марта, а пока нырнём в океан Аронофски и студии A24.

Шо по сюжету?

Страдающий от ожирения и депрессии преподаватель английского языка и литературы Чарли (Брендан Фрейзер) не выходит из своей квартиры и проводит все занятия со студентами в онлайн-формате, не включая камеры. В такое состояние герой себя загнал после смерти бойфренда, с которой так и не смог смириться. Единственным другом в жизни Чарли является [мед]сестра погибшего — Лиз (Хонг Чау), помогающая ему по мере возможности. Она ухаживает за бедолагой, оказывает медицинскую помощь (ту, на которую персонаж соглашается), приносит еду и убирает квартиру. 

Однажды в понедельник после неудачного акта мастурбации на гей-порно Чарли резко становится плохо. Выручает его случайно зашедший в квартиру миссионер протестантского культа «Новая жизнь» Томас (Тай Симпкинс). Парнишка по просьбе читает эссе неизвестного автора по книге Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит» и приступ отступает. Вскоре в квартиру приходит Лиз и оказывается удивлена присутствию незнакомца и физическому состоянию своего друга. Измерив герою давление и увидев катастрофические показатели 234/138, женщина начинает ругаться и настаивает на срочной госпитализации. Но Чарли ни в какую не соглашается, хотя у него застойная сердечная недостаточность, гипергидроз, сильные хрипы в грудной клетке и третья степень гипертонии. 

Пока упёртый больной отлучился в ванную, медсестра прогоняет миссионера и просит его больше никогда сюда не приходить, особенно до выходных. По прогнозам Лиз, до них герой с таким здоровьем, скорее всего, не доживёт. Но даже находясь перед лицом смерти Чарли наотрез отказывается ехать в больницу. Вместо этого он решает попробовать напоследок наладить отношения с дочерью-тинейджером Элли (Сэди Синк), которую не видел восемь лет. С того самого момента, как оставил её вместе с матерью (Саманта Мортон) ради своего любовника.

Моё море, прошу тебя, не выплюни меня на берег

У Даррена Аронофски с Венецианским кинофестивалем особые отношения. За всю карьеру режиссёр пять раз привозил туда свои работы, но с «Золотым львом» уехал лишь единожды. В тот раз он тоже «возродил» пришедшую в упадок карьеру некогда популярного актёра. Микки Рурк по-новому засиял после премьеры фильма «Рестлер». Естественно, сравнений с этой ситуацией «Кит» не избежал, только вместо главной награды получил лишь приз «За лучший фильм на иностранном языке». 

Крупная рыба: рецензия на фильм «Кит» (2022)
Хонг Чау на кадре из фильма «Кит» (2022)

Основой для картины послужила одноименная пьеса Сэмюэла Д. Хантера. Аронофски практически ничего не изменил в сценарии и поставил фильм, чуть ли не полностью доверяя тексту. Именно поэтому все действия киноленты происходят не дальше порога квартиры Чарли (флешбэк и открывающая сцена — исключение). По сути, «Кит» — это двухчасовая театральная постановка, разделенная на пять актов (дни недели), переведённая в цифровой формат и показанная в кино. Минимум декораций, минимум актёров (в кадре за все время появляется 7 человек), максимум диалогов и актёрской игры. А во главе проекта — режиссёр в качестве обыкновенного ремесленника, просто выполняющий свою работу. 

Постоянному оператору Даррена Аронофски Мэттью Либатику практически негде разгуляться в стенах маленькой квартиры, поэтому за фильм можно заметить лишь пару красивых пролётов камеры, отражающих операторское мастерство. Либатику, как и главному герою, а вместе с ними и нам, будто душно и тесно в замкнутом пространстве. Мы постоянно находимся рядом с Чарли, подглядываем за ним в последние дни жизни, встречая то одних гостей, то других (а один раз вообще всех одновременно).

Крупная рыба: рецензия на фильм «Кит» (2022)
Сэди Синк на кадре из фильма «Кит» (2022)

Прямолинейные метафоры на Уолта Уитмена и роман «Моби Дик» в картине слегка выбивают из колеи. Неужели нельзя было как-то поэлегантней упаковать содержимое? Режиссёр прямо-таки разжёвывает и кладёт в рот зрителю то, что хочет сказать. Само название фильма, любимое эссе персонажа по книге Мелвилла, тучность главного героя, флешбэк с океаном, как лучшее воспоминание о семье, и даже цвета футболок просто кричат, что кит, обреченный на гибель — это Чарли. Да уж, Даррен, мы поняли. Что ещё?

А ещё у нас есть Библия! Аллюзии на неё, конечно, более изящные, чем на художественные произведения. Так сказать, видно, к чему душа лежит. И в этом плане будет, где покопаться и поискать интересные прочтения картины. Аронофски вообще частенько уносило в притчевость ещё в «маме!» и «Ное», так что «Кит» в этом ряду смотрится вполне логично и закономерно. Вопрос в другом: насколько гладко это выглядит? 

Религиозные метафоры бьют зрителя прямо в лоб. Линия с миссионером к финалу кажется совершенно натянутой. Но всё это необходимо Аронофски для полноценности сюжета о спасении Души персонажа. Спасение тела совершенно не интересует режиссёра. Чарли — чистой воды мученик, который к финалу просто обязан вознестись, а значит все вокруг должны принять его отказ от госпитализации (даже на обман никто не пойдёт ради спасения жизни). Такое преобладание религиозной составляющей над логическим содержимым превращают картину из притчи скорее в проповедь. 

У меня есть вес, и он тяжёлый

Гвоздь программы тут, несомненно, Брендан Фрейзер. После преодоления тяжёлого жизненного периода актёр полноценно возвращается в профессию. За последнее время ему пришлось пережить сексуальное насилие, развод и смерть матери. Фрейзер впал в депрессию, приостановил кинокарьеру и, подобно своему персонажу, прибавил в весе. Слава Богу до 272 килограммов не дошло и участь Чарли ему не грозит, так что просто порадуемся, что герой детства многих смог оправиться и снова забраться в седло. 

Крупная рыба: рецензия на фильм «Кит» (2022)
Брендан Фрейзер на кадре из фильма «Кит» (2022)

Большинство зрителей запомнили Брендана Фрейзера по образам брутальных мужчин из «Мумии» или «Путешествия к Центру Земли», но «Кит» раскрывает весь драматический потенциал и талант актёра. Герой Фрейзера вызывает огромный спектр эмоций. С помощью сценарных спекуляций режиссёр будет все два часа выбивать из зрителя необходимую реакцию. И если поддаться этим манипуляциям, то пару раз слёз точно не избежать. Чарли будет у вас вызывать отвращение при помощи жадного поедания пиццы и жирных крылышек в панировке, раздражать своей упёртостью, и в итоге вы будете испытывать к нему сочувствие в моменты общения с дочерью, особенно в финале. Под толстыми слоями грима (и немного CGI-графики. 21 век как-никак) прослеживается невероятное актёрское мастерство, достойное всех хвалебных отзывов и шестиминутных оваций. 

Конечно, поразительно, что, даже оказавшись перед лицом смерти, Чарли не может отказаться от вредной еды с такой же лёгкостью, с которой отказывается от госпитализации, но в угоду сценарию мы с головой нырнём во внутренний мир персонажа, полный горя и отчаяния. После смерти бойфренда он так и не научился жить дальше. Точнее научился, но не так, как следовало бы. Утрата съедает его с таким же аппетитом, с каким он поглощает принесенные Лиз сэндвичи. Свою участь герой принял и смирился с ней, но напоследок решил сделать одну важную, на его взгляд, вещь: показать дочери, что люди — не такие уж говнюки, как она считает, а сама Элли — прекрасный человек, несмотря на то, что прячется под шкурой бунтаря из-за своей психологической травмы. 

Крупная рыба: рецензия на фильм «Кит» (2022)
Тай Симпкинс на кадре из фильма «Кит» (2022)

К слову, «Кит» — это не только превосходная игра Брендана Фрейзера. В картине отлично переплелись различные противоречивые образы героев. Лиз, которая до сих пор не оправилась от смерти брата (в которой винит свою семью), но при этом поддерживающая и всеми силами помогающая Чарли, не имея реальной возможности спасти его от скорой смерти. Элли, обиженная на бросившего их с матерью отца и рискующая не получить аттестат по причине своего ужасного поведения. Сбежавший из дома миссионер, разочарованный в эффективности своей деятельности и укравший деньги на существование у собственной миссии. Мэри, пристрастившаяся к алкоголю после разрыва с Чарли и уверенная в неисправимости дочери.

Весь этот колорит характеров сталкивается на экране с оптимистичным, но убитым горем человеком, и посредством диалогов пытается донести до зрителя мысль о том, что если люди будут честнее и милосерднее, то у этого мира ещё есть шанс стать лучше до Второго пришествия Христа и очищения Земли огнём.

Шо в итоге?

«Кит» — это камерное и даже слегка клаустрафобное авторское высказывание с религиозным подтекстом. Если вы ждёте от него какой-то динамики и скандальности в духе «Чёрного лебедя» или «Реквиема по мечте», то рискуете сильно разочароваться. От фильма легко устать и ещё проще захотеть его выключить, но если проникнуться симпатией к истории Чарли и ему самому, то картина несказанно растрогает и, скорее всего, доведёт до слёз.

Крупная рыба: рецензия на фильм «Кит» (2022)
Брендан Фрейзер на кадре из фильма «Кит» (2022)

Фильмы Даррена Аронофски не всегда были притчевыми, но всегда становились притчей во языцех после премьеры, и «Кит» — не исключение. О нём уже много говорят (а сколько ещё будут), и говорят разное. Но по сути варианта у зрителей два. Либо вы (как я) поддаётесь на манипуляции создателей и, принимая все огрехи, прямолинейные метафоры и библейские аллюзии, влюбляетесь в фильм, пропитываясь сочувствием к Чарли. Либо включаете, устаёте от медленного темпа и нехватки динамики, осознаёте, что вам душно и скучно в небольшой квартирке Чарли, выключаете и откладываете просмотр до лучших времён или подходящего настроения. Главное, успейте до Второго пришествия.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Волчья стая Предыдущая запись Они играли в прятки в полнолуние. Фэнтези сериал «Волчья стая» — новый «Волчонок»?
Здоровый человек рецензия Следующая запись Лучший человек на свете: рецензия на фильм «Здоровый человек» Петра Тодоровского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *