«Кит» впервые был показан 4 сентября 2022 года на Венецианском кинофестивале, где Брендан Фрейзер сорвал шестиминутные овации за сыгранную роль. Критики сразу же заговорили о возможных номинациях и наградах для актёра в предстоящем сезоне. Что ж, они оказались правы. На сегодняшний день Фрейзера номинировали за лучшую мужскую роль на премию BAFTA и «Золотой глобус», а SAG и вовсе отдали ему награду, но венцом всё-таки является выдвижение на «Оскар». Конкуренция, конечно, очень серьёзная (нужно обскакать, как минимум, Колина Фаррелла и его брови), однако шансы забрать статуэтку всё-таки есть. Победителя мы узнаем 12 марта, а пока нырнём в океан Аронофски и студии A24.
Шо по сюжету?
Страдающий от ожирения и депрессии преподаватель английского языка и литературы Чарли (Брендан Фрейзер) не выходит из своей квартиры и проводит все занятия со студентами в онлайн-формате, не включая камеры. В такое состояние герой себя загнал после смерти бойфренда, с которой так и не смог смириться. Единственным другом в жизни Чарли является [мед]сестра погибшего — Лиз (Хонг Чау), помогающая ему по мере возможности. Она ухаживает за бедолагой, оказывает медицинскую помощь (ту, на которую персонаж соглашается), приносит еду и убирает квартиру.
Однажды в понедельник после неудачного акта мастурбации на гей-порно Чарли резко становится плохо. Выручает его случайно зашедший в квартиру миссионер протестантского культа «Новая жизнь» Томас (Тай Симпкинс). Парнишка по просьбе читает эссе неизвестного автора по книге Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит» и приступ отступает. Вскоре в квартиру приходит Лиз и оказывается удивлена присутствию незнакомца и физическому состоянию своего друга. Измерив герою давление и увидев катастрофические показатели 234/138, женщина начинает ругаться и настаивает на срочной госпитализации. Но Чарли ни в какую не соглашается, хотя у него застойная сердечная недостаточность, гипергидроз, сильные хрипы в грудной клетке и третья степень гипертонии.
Пока упёртый больной отлучился в ванную, медсестра прогоняет миссионера и просит его больше никогда сюда не приходить, особенно до выходных. По прогнозам Лиз, до них герой с таким здоровьем, скорее всего, не доживёт. Но даже находясь перед лицом смерти Чарли наотрез отказывается ехать в больницу. Вместо этого он решает попробовать напоследок наладить отношения с дочерью-тинейджером Элли (Сэди Синк), которую не видел восемь лет. С того самого момента, как оставил её вместе с матерью (Саманта Мортон) ради своего любовника.
Моё море, прошу тебя, не выплюни меня на берег
У Даррена Аронофски с Венецианским кинофестивалем особые отношения. За всю карьеру режиссёр пять раз привозил туда свои работы, но с «Золотым львом» уехал лишь единожды. В тот раз он тоже «возродил» пришедшую в упадок карьеру некогда популярного актёра. Микки Рурк по-новому засиял после премьеры фильма «Рестлер». Естественно, сравнений с этой ситуацией «Кит» не избежал, только вместо главной награды получил лишь приз «За лучший фильм на иностранном языке».
Основой для картины послужила одноименная пьеса Сэмюэла Д. Хантера. Аронофски практически ничего не изменил в сценарии и поставил фильм, чуть ли не полностью доверяя тексту. Именно поэтому все действия киноленты происходят не дальше порога квартиры Чарли (флешбэк и открывающая сцена — исключение). По сути, «Кит» — это двухчасовая театральная постановка, разделенная на пять актов (дни недели), переведённая в цифровой формат и показанная в кино. Минимум декораций, минимум актёров (в кадре за все время появляется 7 человек), максимум диалогов и актёрской игры. А во главе проекта — режиссёр в качестве обыкновенного ремесленника, просто выполняющий свою работу.
Постоянному оператору Даррена Аронофски Мэттью Либатику практически негде разгуляться в стенах маленькой квартиры, поэтому за фильм можно заметить лишь пару красивых пролётов камеры, отражающих операторское мастерство. Либатику, как и главному герою, а вместе с ними и нам, будто душно и тесно в замкнутом пространстве. Мы постоянно находимся рядом с Чарли, подглядываем за ним в последние дни жизни, встречая то одних гостей, то других (а один раз вообще всех одновременно).
Прямолинейные метафоры на Уолта Уитмена и роман «Моби Дик» в картине слегка выбивают из колеи. Неужели нельзя было как-то поэлегантней упаковать содержимое? Режиссёр прямо-таки разжёвывает и кладёт в рот зрителю то, что хочет сказать. Само название фильма, любимое эссе персонажа по книге Мелвилла, тучность главного героя, флешбэк с океаном, как лучшее воспоминание о семье, и даже цвета футболок просто кричат, что кит, обреченный на гибель — это Чарли. Да уж, Даррен, мы поняли. Что ещё?
А ещё у нас есть Библия! Аллюзии на неё, конечно, более изящные, чем на художественные произведения. Так сказать, видно, к чему душа лежит. И в этом плане будет, где покопаться и поискать интересные прочтения картины. Аронофски вообще частенько уносило в притчевость ещё в «маме!» и «Ное», так что «Кит» в этом ряду смотрится вполне логично и закономерно. Вопрос в другом: насколько гладко это выглядит?
Религиозные метафоры бьют зрителя прямо в лоб. Линия с миссионером к финалу кажется совершенно натянутой. Но всё это необходимо Аронофски для полноценности сюжета о спасении Души персонажа. Спасение тела совершенно не интересует режиссёра. Чарли — чистой воды мученик, который к финалу просто обязан вознестись, а значит все вокруг должны принять его отказ от госпитализации (даже на обман никто не пойдёт ради спасения жизни). Такое преобладание религиозной составляющей над логическим содержимым превращают картину из притчи скорее в проповедь.
У меня есть вес, и он тяжёлый
Гвоздь программы тут, несомненно, Брендан Фрейзер. После преодоления тяжёлого жизненного периода актёр полноценно возвращается в профессию. За последнее время ему пришлось пережить сексуальное насилие, развод и смерть матери. Фрейзер впал в депрессию, приостановил кинокарьеру и, подобно своему персонажу, прибавил в весе. Слава Богу до 272 килограммов не дошло и участь Чарли ему не грозит, так что просто порадуемся, что герой детства многих смог оправиться и снова забраться в седло.
Большинство зрителей запомнили Брендана Фрейзера по образам брутальных мужчин из «Мумии» или «Путешествия к Центру Земли», но «Кит» раскрывает весь драматический потенциал и талант актёра. Герой Фрейзера вызывает огромный спектр эмоций. С помощью сценарных спекуляций режиссёр будет все два часа выбивать из зрителя необходимую реакцию. И если поддаться этим манипуляциям, то пару раз слёз точно не избежать. Чарли будет у вас вызывать отвращение при помощи жадного поедания пиццы и жирных крылышек в панировке, раздражать своей упёртостью, и в итоге вы будете испытывать к нему сочувствие в моменты общения с дочерью, особенно в финале. Под толстыми слоями грима (и немного CGI-графики. 21 век как-никак) прослеживается невероятное актёрское мастерство, достойное всех хвалебных отзывов и шестиминутных оваций.
Конечно, поразительно, что, даже оказавшись перед лицом смерти, Чарли не может отказаться от вредной еды с такой же лёгкостью, с которой отказывается от госпитализации, но в угоду сценарию мы с головой нырнём во внутренний мир персонажа, полный горя и отчаяния. После смерти бойфренда он так и не научился жить дальше. Точнее научился, но не так, как следовало бы. Утрата съедает его с таким же аппетитом, с каким он поглощает принесенные Лиз сэндвичи. Свою участь герой принял и смирился с ней, но напоследок решил сделать одну важную, на его взгляд, вещь: показать дочери, что люди — не такие уж говнюки, как она считает, а сама Элли — прекрасный человек, несмотря на то, что прячется под шкурой бунтаря из-за своей психологической травмы.
К слову, «Кит» — это не только превосходная игра Брендана Фрейзера. В картине отлично переплелись различные противоречивые образы героев. Лиз, которая до сих пор не оправилась от смерти брата (в которой винит свою семью), но при этом поддерживающая и всеми силами помогающая Чарли, не имея реальной возможности спасти его от скорой смерти. Элли, обиженная на бросившего их с матерью отца и рискующая не получить аттестат по причине своего ужасного поведения. Сбежавший из дома миссионер, разочарованный в эффективности своей деятельности и укравший деньги на существование у собственной миссии. Мэри, пристрастившаяся к алкоголю после разрыва с Чарли и уверенная в неисправимости дочери.
Весь этот колорит характеров сталкивается на экране с оптимистичным, но убитым горем человеком, и посредством диалогов пытается донести до зрителя мысль о том, что если люди будут честнее и милосерднее, то у этого мира ещё есть шанс стать лучше до Второго пришествия Христа и очищения Земли огнём.
Шо в итоге?
«Кит» — это камерное и даже слегка клаустрафобное авторское высказывание с религиозным подтекстом. Если вы ждёте от него какой-то динамики и скандальности в духе «Чёрного лебедя» или «Реквиема по мечте», то рискуете сильно разочароваться. От фильма легко устать и ещё проще захотеть его выключить, но если проникнуться симпатией к истории Чарли и ему самому, то картина несказанно растрогает и, скорее всего, доведёт до слёз.
Фильмы Даррена Аронофски не всегда были притчевыми, но всегда становились притчей во языцех после премьеры, и «Кит» — не исключение. О нём уже много говорят (а сколько ещё будут), и говорят разное. Но по сути варианта у зрителей два. Либо вы (как я) поддаётесь на манипуляции создателей и, принимая все огрехи, прямолинейные метафоры и библейские аллюзии, влюбляетесь в фильм, пропитываясь сочувствием к Чарли. Либо включаете, устаёте от медленного темпа и нехватки динамики, осознаёте, что вам душно и скучно в небольшой квартирке Чарли, выключаете и откладываете просмотр до лучших времён или подходящего настроения. Главное, успейте до Второго пришествия.