Hardcore culture compilation: рецензия на фильм «Тайное влечение»

Тайное влечение

14-го февраля выходит в прокат драма «Тайное влечение». Это режиссёрский полнометражный дебют Стаси Толстой и по совместительству сеанс психотерапии. Рассказываем о том, почему на самом деле этому фильму зритель не нужен.

Главная героиня – актриса Вета (Мария Янычева), которая попадает в любовный треугольник, медленно превращающийся в квадрат. Её поведение, поступки и высказывания можно объяснить фразой Дмитрия Писарева о Татьяне Лариной: «Незначительное количество мозга в её голове находилось в самом плачевном состоянии».

Парень Веты – Денис (Антон Рогачёв) – «очень, очень хороший мальчик. Вежлив, правдив, скромен, добр. Слушает маму, каждое утро делает зарядку. Характер очень мягкий». В общем, это единственный герой, вызывающий сочувствие.

Тайное влечение
Мария Янычева на съёмках фильма «Тайное влечение»

Последний угол этого треугольника – Роман (Миндаугас Папинигис) – является какой-то гиперболизированной фантазией на тему скрытного, мистического, «привлекательного» садиста с плохой дикцией и хрипловатым голосом. Он – режиссёр, приехавший по обмену и репетирующий с Ветой «Анну Каренину». Естественно девушка влюбляется в него, бросает хорошего мальчика, но остаётся обманутой, поскольку загадочный режиссёр оказывается не слишком в ней заинтересован.

При большой визуальной загруженности смысловая часть картины не очень убедительная: рассуждения героев о Боге, искусстве и отношениях довольно поверхностные. Стася Толстая либо подшучивает над своими героями на гоголевскую манеру, либо вкладывает в их уста нечто настолько личное и интимное, что сторонний наблюдатель не в силах это понять.

«Тайное влечение»
Кадр из фильма «Тайное влечение»

Информационная бедность диалогов заставляет отчаянно искать объяснение происходящего в визуальных образах. Но искать долго не приходится: тут и красные кресла кинотеатра у Веты во дворе; и карточки с принтом глаз Тарковского на стволах деревьев; и стеклянная коробка, разбив которую изнури, Вета пробует себя в режиссуре; и постоянно мелькающий автомат с игрушками. Хотя даже это не так занимательно, как следы других продуктов культуры, оставленные в «Тайном влечении» почти в каждой сцене.

О том, что картина отсылает к Анне Карениной, говорить бесполезно (не будем об очевидном). Гораздо интереснее кажется вдохновение режиссёра и сценариста «Чёрным лебедем» Даррена Аронофски. Вета также переживает болезненное слияние со своей героиней, пытаясь найти своё место в творчестве. Да и большое количество зеркал, роман с режиссёром, постепенное «развращение» Веты – это более чем прямые параллели.

«Тайное влечение»
Стася Толстая и Антон Рогачев на съёмках фильма «Тайное влечение»

«Тайное влечение» пестрит и другими маленькими заимствованиями, вроде двух строчек из «Бременских музыкантов», или несчастного (слишком часто упоминаемого в этом году) кота в нехорошей квартире. Есть ли связь между эротикой в окружении лепестков красных роз и «Красотой по-американски» – не могу сказать точно, но творческий экстаз на репетициях и большое внимание к символике цвета явно отдаёт Гаспаром Ноэ.

Ещё одной ассоциацией стала «Лолита» Набокова. Довольно весело выглядит, как Вета надевает на пальцы сушки (Лолита надевала малинки), но ещё веселее – рассказ Романа о своей первой любви. В 16 лет ему нравилась девочка, она сделала парня счастливым, заговорив с ним, но на следующий день умерла. Интересно, успела ли она подарить нашему хипповатому Гумберту ленточку на прощание, как в оригинале?

«Тайное влечение»
Кадр из фильма «Тайное влечение»

Большая проблема ленты состоит в том, что куча маленьких осколочков культуры не собираются в красивую мозаику. Произведения, герои и сюжетные ходы слишком разные, чтобы ужиться на полотне одного фильма. Трудно оценить эволюцию Веты, когда в завязке она предстаёт в образе нимфетки Лолиты, затем в ней вдруг появляется нечто опасно-демоническое, напоминающее Лилит, а под конец вдруг героиня облачается в Риту, пришедшую в таинственный театр «Силенцио».

Неясно, что из себя представляет «Тайное влечение»: это синтетическое произведение искусства, чистый постмодернизм, пытающийся включить в себя слишком много продуктов культуры разом? Или это интимное откровение, тонкий (весьма абстрактный) смысл которого я не уловила? Признаться честно, если выстрелить дробью по этому красивому полотну, то останется много сквозных дыр, заглянув в которые можно увидеть немало предметов искусства, не нуждающихся в том, чтобы их собирали в компиляцию.

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Жан в стране субъективного времени – рецензия на фильм «Быстрая жизнь» Previous post Жан в стране субъективного времени: рецензия на фильм «Быстрая жизнь»
7 февраля Disney+ выложили финальные два эпизода южнокорейского сериала «Магазин для киллеров» про опасное наследство от дядюшки. Рассказываем, чем способен затянуть новый проект с одной из главных звёзд дорам. Next post Залетаю в магазин, выпускаю магазин: рецензия на дораму «Магазин для киллеров» (2024)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *