«Терминатор» комнатный: рецензия на «Большой баг»

После девятилетнего перерыва Жан-Пьер Жёне вернулся с новым полнометражным фильмом «Большой баг», вышедшим на Netflix 11 февраля. Очередная колкая сатира на современное общество пополнила библиотеку стриминга.

После девятилетнего перерыва Жан-Пьер Жёне вернулся с новым полнометражным фильмом «Большой баг», вышедшим на Netflix 11 февраля. Очередная колкая сатира на современное общество пополнила библиотеку стриминга.

Фильмография Жана-Пьера Жёне насчитывает всего пять фильмов (не учитывая два фильма, снятые совместно с Марком Каро, и «Большой баг»), но многим имя режиссёра знакомо по хитовой «Амели» или невероятно странному и сумасшедшему «Чужой: Воскрешение». При столь небогатом портфолио французу удалось создать собственный узнаваемый стиль, и новая картина не исключение. Фильм пестрит яркими красками, подробными деталями и странными крупными планами (а в титрах, по обыкновению, напротив имени актёра располагается лицо), но, вопреки заявленному жанру «комедия», у Жёне получилось по-настоящему страшное кино. 

Шо по сюжету?

На дворе 2045 год. Города выглядят как в мире киберпанка, только совершенно безвкусно и одинаково. В каждом доме есть роботы, обладающие искусственным интеллектом и облегчающие жизнь людей. Готовка еды, уборка квартиры, открытие дверей и напоминалки о безвозвратных соседских «заимствованиях» — человеку больше не приходится выполнять лишние действия. Даже написание текстов от руки превратилось в «ретро» или «пережитос», как выражается один из героев.

Одним солнечным тёплым утром (судя по тому, что Голландию затопило, а за окном 43 градуса жары, на планете глобальное потепление, а значит каждое утро невероятно тёплое) к нежной и чувствительной разведённой Алис (Эльза Зильберштейн) заходит в гости новый знакомый Макс (Стефан Де Гродт) с сыном-зумером Лео (Эли Тонна). Аналитические способности робота-горничной Моник (Клод Перрон) показывают, как мужчина неискренен в своих словах, но 100% показатель эрекции объясняет подхалимство.

Подкаты постепенно срабатывают, однако школу пикапа прерывают нежданные гости в лице бывшего мужа Алис — Виктора (Юсеф Хаджди) с его «секретаршей» Дженнифер (Клер Шюст) и приёмной дочерью Ниной (Марисоль Фертар). Позже в дом заглядывает соседка Франсуаза (Изабель Нанти) в поисках собаки Тоби-6 (или Тоби-7). И вся эта группа людей по воле случая оказывается заперта в умном доме четырьмя домашними роботами, мотивирующими свои действия защитой хозяев от опасности внешнего мира.

Новый мир не такой уж дивный

Детализация футуристического мира в картине Жана-Пьера Жёне поражает (хотя в моменте и можно прицепиться к слегка неровным спецэффектам). В фильме многие вещи вызывают чувства отвращения к возможному будущему. Неужели человечество стремится к чему-то подобному? В киберпанковском «Бегущем по лезвию» хотя бы присутствует неоновая эстетика и романтизация декаданса перед машинами, но «Большой баг» выжигает романтику напалмом. Это, как если бы место действия «Субурбикона» или клипа Stromae — Papaoutai перенесли в будущее. Дома, автомобили, интерьеры — всё выглядит таким безвкусным, неестественным и одинаковым, будто по чёрно-белому однотипному городу шандарахнули радугой, или на планету обрушилось гигантское бензиновое пятно.

«Терминатор» комнатный: рецензия на «Большой баг»
Марисоль Фертар играет с роботом на кадре из «Большой баг» (2022)

Помимо стилистики будущего творению Жёне есть чем ещё поразить зрителя. Например, почему человечество вообще позволило искусственному интеллекту хотя бы на шаг приблизиться к государственному управлению. Андроиды не силой захватили власть, как принято думать, а на законных основаниях участвуют в политических дебатах с людьми. Многие принимают данный факт не то, чтобы со смирением, а с энтузиазмом и полной поддержкой. Плачевно думать, что общество способно поглупеть настолько, чтобы добровольно отдать контроль над миром роботам. 

Йониксы (андроиды-политики с лицом улыбающегося белоснежной улыбкой лысого деда с QR-кодом на лбу) управляют государством, но никто особо не возражает. Люди добровольно соглашаются (или всё-таки вынуждены?) участвовать в шоу «Homo Ridiculus», где с ними обращаются, как с животными в цирке или зоопарке. Жёне и его «Большой баг», подобно «Не смотрите наверх» Адама МакКея, колкой сатирой оголяет современные проблемы. Жестокое обращение с животными, отношения высшего класса к низшему, климат и экология, роботизация и многое другое. Выходит, в нашем безумном мире и правда остаётся только смеяться надо всем подряд (и над собой в том числе), чтобы не сойти с ума. 

Хоррор, скрытый за маской робоулыбки

Несмотря на жёсткую сатиру и обилие шуток, «Большой баг» ни один раз покажется хоррором. Время действия — самое ближайшее будущее (23 года для истории пшик), а люди уже едят жареных сверчков, пирог с червями и (комплимент от шеф-повара) фуа-гра из человечины. Человек больше не считается уникальным по своему созданию, в обществе куча штрафов за всё что угодно (превышение уровня пыли, хранение несогласованного антиквара, даже за покушение на роботов, а у героя — Доминика Пинона (любимец Жёне), появляющегося в качестве камео, история и того печальнее), а знания всего лишь столетней давности канули в Лету (зумер Лео понятия не имеет, кто такой Адольф Гитлер). 

«Терминатор» комнатный: рецензия на «Большой баг»
Практически весь актёрский каст на кадре из «Большой баг» (2022)

Робомир поглотил людей, стал неотъемлемой частью жизни, и страшно наблюдать, как ведут себя в подобных условиях герои. Персонажам, почти всем поголовно, не хочется сопереживать на протяжении всей длительности фильма. Чрезмерно ностальгирующая и до бешенства наивная Алис, трусливый и нечестный Макс, глупая и меркантильная Дженнифер, влюблённая в андройда Франсуаза, бунтующий и противный Лео и самодовольный Виктор. 

За кого беспокоиться? За пару, которая всё никак не займётся сексом, или за пару, которая никак не уедет на роскошный курорт и не может жить без Wi-Fi? На их фоне героиня невероятной Марисоль Фертар — слегка ненастоящая Нина — выглядит невинным ангелом. А вот домашние роботы (помимо горничной Моник в доме ещё есть ходячая голова по имени Эйнштейн, говорящая голосом Андре Дюссолье, самый первый допотопный робот Нины, умеющий играть в «Камень-Ножницы-Бумага и навороченный пылесос, чем-то напоминающий ВАЛЛ-И), желающие постичь глубину души и научиться шутить, выглядят более человечно, хоть и немного кринжово. Но им действительно хочется сопереживаешь гораздо больше «пленников». Тем более, что они искренне стараются, даже совершают ошибки, подобно людям.

«Терминатор» комнатный: рецензия на «Большой баг»
Компания домашних роботов на кадре из «Большой баг» (2022)

Отмечу, что Клод Перрон, Альбан Ленуар, Франсуа Леванталь роли андроидов исполнили отменно и пугающе точно. Холодные лица с улыбками без эмоций в глазах, чёткие и острые движения тел невероятно убедительны и вызывают зрительский страх. Очередной раз убеждаешься, что глобальная роботизация — плохая затея. Хотя может «Большой баг» берёт на себя функцию «Вредных советов» Григория Остера, только более обширно? Мол, делайте люди, что вздумается, и вот к чему вас это приведёт: бытовая техника будет постигать человеческие эмоции, цитировать Шекспира и жёстко пранковать людей, пока вы играете в неискренность, деградируете и смиренно принимаете происходящее.

Шо в итоге?

Вернувшись спустя 9 лет в совершенно изменившийся кинематограф, Жан-Пьер Жёне невероятно органично вписывается со всеми своими приёмами. «Большой баг» выглядит актуально, смешно и колко. Да, порой картина визуально смотрится неровно, а моментами обшучивается одно и тоже по несколько раз, но творящиеся на экране фарс, экшен и безумие поражают. 

Французская сатира на современность у кинорежиссёра получилась задорной, но фильм смотрится страшнее «Терминатора» Джеймса Кэмерона, потому что там человечество хотя бы сражалось, а в этом бытовом восстании машин мы, как забытая фашистская Германия, безоговорочно капитулировали. 

Понравился материал? Поделись с друзьями: