Фильмография Жана-Пьера Жёне насчитывает всего пять фильмов (не учитывая два фильма, снятые совместно с Марком Каро, и «Большой баг»), но многим имя режиссёра знакомо по хитовой «Амели» или невероятно странному и сумасшедшему «Чужой: Воскрешение». При столь небогатом портфолио французу удалось создать собственный узнаваемый стиль, и новая картина не исключение. Фильм пестрит яркими красками, подробными деталями и странными крупными планами (а в титрах, по обыкновению, напротив имени актёра располагается лицо), но, вопреки заявленному жанру «комедия», у Жёне получилось по-настоящему страшное кино.
Шо по сюжету?
На дворе 2045 год. Города выглядят как в мире киберпанка, только совершенно безвкусно и одинаково. В каждом доме есть роботы, обладающие искусственным интеллектом и облегчающие жизнь людей. Готовка еды, уборка квартиры, открытие дверей и напоминалки о безвозвратных соседских «заимствованиях» — человеку больше не приходится выполнять лишние действия. Даже написание текстов от руки превратилось в «ретро» или «пережитос», как выражается один из героев.
Одним солнечным тёплым утром (судя по тому, что Голландию затопило, а за окном 43 градуса жары, на планете глобальное потепление, а значит каждое утро невероятно тёплое) к нежной и чувствительной разведённой Алис (Эльза Зильберштейн) заходит в гости новый знакомый Макс (Стефан Де Гродт) с сыном-зумером Лео (Эли Тонна). Аналитические способности робота-горничной Моник (Клод Перрон) показывают, как мужчина неискренен в своих словах, но 100% показатель эрекции объясняет подхалимство.
Подкаты постепенно срабатывают, однако школу пикапа прерывают нежданные гости в лице бывшего мужа Алис — Виктора (Юсеф Хаджди) с его «секретаршей» Дженнифер (Клер Шюст) и приёмной дочерью Ниной (Марисоль Фертар). Позже в дом заглядывает соседка Франсуаза (Изабель Нанти) в поисках собаки Тоби-6 (или Тоби-7). И вся эта группа людей по воле случая оказывается заперта в умном доме четырьмя домашними роботами, мотивирующими свои действия защитой хозяев от опасности внешнего мира.
Новый мир не такой уж дивный
Детализация футуристического мира в картине Жана-Пьера Жёне поражает (хотя в моменте и можно прицепиться к слегка неровным спецэффектам). В фильме многие вещи вызывают чувства отвращения к возможному будущему. Неужели человечество стремится к чему-то подобному? В киберпанковском «Бегущем по лезвию» хотя бы присутствует неоновая эстетика и романтизация декаданса перед машинами, но «Большой баг» выжигает романтику напалмом. Это, как если бы место действия «Субурбикона» или клипа Stromae — Papaoutai перенесли в будущее. Дома, автомобили, интерьеры — всё выглядит таким безвкусным, неестественным и одинаковым, будто по чёрно-белому однотипному городу шандарахнули радугой, или на планету обрушилось гигантское бензиновое пятно.
Помимо стилистики будущего творению Жёне есть чем ещё поразить зрителя. Например, почему человечество вообще позволило искусственному интеллекту хотя бы на шаг приблизиться к государственному управлению. Андроиды не силой захватили власть, как принято думать, а на законных основаниях участвуют в политических дебатах с людьми. Многие принимают данный факт не то, чтобы со смирением, а с энтузиазмом и полной поддержкой. Плачевно думать, что общество способно поглупеть настолько, чтобы добровольно отдать контроль над миром роботам.
Йониксы (андроиды-политики с лицом улыбающегося белоснежной улыбкой лысого деда с QR-кодом на лбу) управляют государством, но никто особо не возражает. Люди добровольно соглашаются (или всё-таки вынуждены?) участвовать в шоу «Homo Ridiculus», где с ними обращаются, как с животными в цирке или зоопарке. Жёне и его «Большой баг», подобно «Не смотрите наверх» Адама МакКея, колкой сатирой оголяет современные проблемы. Жестокое обращение с животными, отношения высшего класса к низшему, климат и экология, роботизация и многое другое. Выходит, в нашем безумном мире и правда остаётся только смеяться надо всем подряд (и над собой в том числе), чтобы не сойти с ума.
Хоррор, скрытый за маской робоулыбки
Несмотря на жёсткую сатиру и обилие шуток, «Большой баг» ни один раз покажется хоррором. Время действия — самое ближайшее будущее (23 года для истории пшик), а люди уже едят жареных сверчков, пирог с червями и (комплимент от шеф-повара) фуа-гра из человечины. Человек больше не считается уникальным по своему созданию, в обществе куча штрафов за всё что угодно (превышение уровня пыли, хранение несогласованного антиквара, даже за покушение на роботов, а у героя — Доминика Пинона (любимец Жёне), появляющегося в качестве камео, история и того печальнее), а знания всего лишь столетней давности канули в Лету (зумер Лео понятия не имеет, кто такой Адольф Гитлер).
Робомир поглотил людей, стал неотъемлемой частью жизни, и страшно наблюдать, как ведут себя в подобных условиях герои. Персонажам, почти всем поголовно, не хочется сопереживать на протяжении всей длительности фильма. Чрезмерно ностальгирующая и до бешенства наивная Алис, трусливый и нечестный Макс, глупая и меркантильная Дженнифер, влюблённая в андройда Франсуаза, бунтующий и противный Лео и самодовольный Виктор.
За кого беспокоиться? За пару, которая всё никак не займётся сексом, или за пару, которая никак не уедет на роскошный курорт и не может жить без Wi-Fi? На их фоне героиня невероятной Марисоль Фертар — слегка ненастоящая Нина — выглядит невинным ангелом. А вот домашние роботы (помимо горничной Моник в доме ещё есть ходячая голова по имени Эйнштейн, говорящая голосом Андре Дюссолье, самый первый допотопный робот Нины, умеющий играть в «Камень-Ножницы-Бумага и навороченный пылесос, чем-то напоминающий ВАЛЛ-И), желающие постичь глубину души и научиться шутить, выглядят более человечно, хоть и немного кринжово. Но им действительно хочется сопереживаешь гораздо больше «пленников». Тем более, что они искренне стараются, даже совершают ошибки, подобно людям.
Отмечу, что Клод Перрон, Альбан Ленуар, Франсуа Леванталь роли андроидов исполнили отменно и пугающе точно. Холодные лица с улыбками без эмоций в глазах, чёткие и острые движения тел невероятно убедительны и вызывают зрительский страх. Очередной раз убеждаешься, что глобальная роботизация — плохая затея. Хотя может «Большой баг» берёт на себя функцию «Вредных советов» Григория Остера, только более обширно? Мол, делайте люди, что вздумается, и вот к чему вас это приведёт: бытовая техника будет постигать человеческие эмоции, цитировать Шекспира и жёстко пранковать людей, пока вы играете в неискренность, деградируете и смиренно принимаете происходящее.
Шо в итоге?
Вернувшись спустя 9 лет в совершенно изменившийся кинематограф, Жан-Пьер Жёне невероятно органично вписывается со всеми своими приёмами. «Большой баг» выглядит актуально, смешно и колко. Да, порой картина визуально смотрится неровно, а моментами обшучивается одно и тоже по несколько раз, но творящиеся на экране фарс, экшен и безумие поражают.
Французская сатира на современность у кинорежиссёра получилась задорной, но фильм смотрится страшнее «Терминатора» Джеймса Кэмерона, потому что там человечество хотя бы сражалось, а в этом бытовом восстании машин мы, как забытая фашистская Германия, безоговорочно капитулировали.