По сюжету фильма «Ребел-Ридж» бывшего морпеха Терри (Аарон Пьер) по дороге в городок Шелби-Спрингс останавливают двое полицейских. Те находят у него в рюкзаке 36 тысяч долларов наличными, которые списывают как доходы с нарко-сделок и прибирают к своим рукам. Вот только загвоздка в том, что часть этих средств он собирался отдать в качестве залога, чтобы вытащить двоюродного брата из СИЗО. Теперь Терри во что бы то ни стало нужно вернуть деньги, иначе его кузен окажется в центральной тюрьме Штата, где того могут убить.
В последние годы жанр боевика переживает настоящий тематический ренессанс, характеризуемый отказом от шаблонных сюжетов в пользу тех, что несут в себе социальный комментарий. То же самое, вот только в более заметных для зрителей масштабах, происходит и с фильмами ужасов, к которым нынче стали добавлять приставку «пост-» или эпитет «возвышенный» (англ. elevated). И если раньше, в период массового тиражирования на VHS-кассетах оба этих жанра нередко записывали в разряд «нишевых», то начиная со второй половины 2010-х те же критики стали относиться к ним гораздо благосклоннее. «Ребел-Ридж» — это, если так можно выразиться, пост-экшн, в котором смысловая составляющая превалирует над развлекательной.
Режиссеру Джереми Солонье («Катастрофа», «Зеленая комната») было куда важнее донести до зрителя саму мысль, что полицейский беспредел рождается из недостатка финансирования и коррупции на всех уровнях, чем напичкать свою картину забористыми боевыми сценами. Последних тут, на самом деле, не очень-то много, и кровавостью они не отличаются: напротив, герой стремится свести ущерб к минимуму. Но справедливости ради, все они обставлены весьма креативно и непредсказуемо.
Интересно, что это уже третий боевик 2024 года, который так или иначе обращается к теме социальной справедливости. В «Пчеловоде» Джейсон Стэйтем бросал вызов всей мировой элите — от транснациональных магнатов до президентши США, а в «Манкимэне» Дев Патель объявлял войну коррумпированным чиновникам и индуистскому проповеднику. В «Ребел-Ридж» противостояние охватывает лишь небольшой провинциальный городок Шелби-Спрингс, но очевидно, что существующие в нем явления отнюдь не уникальны.
В воздухе над луизианской глубинкой витает атмосфера безнадеги и безденежья.
В городе полным полно копов с расистскими предубеждениями, судебная система парализована взяточническом, а вся власть подчинена местному шерифу. При этом несмотря на полицейский беспредел и неправомочные задержания, само финансирование населенного пункта идет как раз за счет средств, вырученных нелегальным путем. В картине Солонье четко прослеживаются элементы «южной готики» в лучших традициях первого сезона «Настоящего детектива». Образ захолустья со своими внутренними порядками в «Ребел-Ридж» удался на славу, равно как и главный антагонист истории в исполнении Дона Джонсона, для которого играть правоохранителей — любимое занятие. Что говорить, если он прославился, играя «хороших копов» в сериалах «Полиции Майами» и «Детектив Нэш Бриджес».
Не менее удачным получился и сам главный герой в исполнении Аарона Пьера. На протяжении большей части фильма он не желает идти напролом, предпочитая тщетные попытки договориться на взаимовыгодных условиях. Даже когда он возвращает экспроприированные при обыске деньги, то забирает лишь ту сумму, что была для залога арестованному брату.
Что интересно, «Ребел-Ридж» стороной огибает расхожие клише, наподобие того, что если герой морпех, значит служил в Ираке, где получил ПТСР. Но пусть вас не смущают некоторая созвучность сюжета новинки с культовым «Рэмбо»: Терри ни в каких заграничных командировках не бывал, но служба в армии сделала его превосходным стратегом. Он пугающе дисциплинирован и практически не подвержен влиянию эмоций. Воинскую подготовку в нем выдают знание всех аббревиатур, учтивое обращение «сэр» и умение просчитывать шаги своих врагов наперед. Он не является машиной для убийств, скорее, напротив, средством деэскалации (это слово очень часто звучит в фильме).
Не опускается «Ребел-Ридж» и до таких банальностей, как обязательное наличие любовного интереса у главного героя (характерный троп для всех маскулинных боевиков). В ленте есть сильный женский персонаж (Аннасофия Робб), но она не вступает в романтические отношения с Терри. Да и вообще она сама по себе довольно самодостаточна и интересна зрителю.
Подводя итог всему сказанному выше, фильм Джереми Солонье — без преувеличения сильная работа, с какой точки зрения не посмотри: мощный саспенс, крепкий сценарий, симпатичные и не шаблонные герои, харизматичный антагонист. Даже поругать толком не за что!
Не вполне очевидно только то, к чему конкретно призывает своей лентой режиссер — то ли к тому, что нужно ввести более жесткий общественный контроль за полицией, то ли к тому, что нужно прекратить сокращение расходов на ее содержание. Дело в том, что эти два тезиса в американском политическом контексте противоречат друг другу.
Трейлер: