Александр Пушкин (Кай Гетц / Юра Борисов) с малых лет подавал большие надежды. Одним из первых, кто заприметил в юном даровании огромный потенциал, был сам Державин (Дмитрий Поднозов). Выпустившись из Царскосельского лицея, необычайно талантливый и чрезмерно дерзкий поэт с головой окунулся в светскую жизнь столицы. Правда, его острый язык нравился далеко не всем. Вскоре он нажил себе опасного врага в лице Александра Бенкендорфа (Сергей Гилев), стоящего во главе тайной полиции. Что было дальше, вы знаете еще со школьной скамьи.

Скорее всего, первые десять минут «Пророка» вас не на шутку напугают. Юный Пушкин, участвующий в рэп-баттле со своим преподавателем, зрелище по меньшей мере обескураживающе запоздалое. Даже в 2к17 году, на пике популярности Versus, этот эпизод смотрелся бы как нелепая попытка найти общий язык с молодой аудиторией. Однако не спешите покидать зал после этого диковатого вступления: просроченное дурновкусие на сим заканчивается.
Впрочем, даже этот смехотворный биф в начале задает тон всему фильму. «Нас с детства в лицее учили свободе, и вам не удастся ее отобрать», — речитативом и в унисон заявляют ученики, вторя одаренному выскочке. Эти слова вполне отражают лейтмотив картины. «Пророк» Феликса Умарова — это как раз ни что иное, как гимн творческой свободе. Пушкин и сам по молодости не раз отличался экстравагантными и вызывающими чувство стыда выходками. Поэтому взявшемуся за его биографию без пяти минут дебютанту хочется простить упомянутое недоразумение.

Как только на экране возникает повзрослевший Александр Сергеевич, превосходно сыгранный Борисовым, лента начинает помаленьку восстанавливать свою репутацию. Вскоре выясняется, что концепция мюзикла о великом поэте, даже с учетом рэп-композиций, не так уж и безнадежна, какой может показать на первый взгляд. Пускай здешняя постановка номеров и не дотягивает до условного «Ла-Ла-Ленда» Шазелла (коим вдохновлялся режиссер), но однозначно заслуживает похвалы в силу отсутствия хоть сколь-нибудь сопоставимых по качеству аналогов.
Песен, к слову, в картине не так уж много — всего восемь, что, в сравнении с каким-нибудь вторым «Джокером», довольно скромная цифра. За исключением прологовой несуразицы, все они выполнены на достаточно высоком уровне и в два счета оседают в памяти. Вряд ли кто-то мог предположить, что трек группы The Hatters, выполненный в стилистике ремиксов из «Великого Гэтсби» Лурмана, органично бы вписался в байопик о литературном гении, но, на удивление, это прокатило.

Что же до истории, то многие эпизоды из биографии Пушкина в «Пророке» показаны относительно достоверно: не без налета авторской фантазии, но с четким соблюдением временных рамок и вниманием к мелочам. На жизнь Александра Сергеевича можно посмотреть из-под разных углов, и при желании обернуть ее хоть в политический триллер, хоть в сентиментальный ромком. Сценаристы Алексей Курганов и Валерий Зоркин пошли другим путем, сварганив жанровый микс.
Однако на первый план все же выходит противостояние с цензорами, над коими возвышается начальник третьего отделения Бенкендорф. Философский поединок персонажей Борисова и Гилева не менее важен для сюжета, чем роковая дуэль с Жоржем Дантесом. Жандарм и поэт разошлись в вопросе, кто из них должен «спасать людское хрупкое сознание от сумбура мироздания». То, на чьей стороне в этом сражении стоят авторы фильма, не вызывает абсолютно никаких сомнений.

Восстание декабристов делит историю «Пророка» на две части, которые по тональности заметно отличаются друг от друга. Если в первой половине Пушкин предстает перед зрителем бунтарем-идеалистом и страстным романтиком, то во второй — жаждущим покоя семьянином, которого император величает «придворным поэтом». Он вынужден пойти на сделку с совестью, дабы его имя было вычеркнуто из реестра неблагонадежных.
В третьем акте фильма, когда в фокусе оказывается любовный недотреугольник с Гончаровой и Дантесом, динамика ощутимо проседает, но не до критических отметок. Впрочем, сама идея провести параллель между убийцей Пушкина и им самим в молодости — неординарный драматургический ход. Ровно поэтому французский обольститель, вознамерившийся наставить рога нашему герою, прописан так слабо.

Если сильно захотеть, в «Пророке» можно найти еще уйму шороховатостей и недостатков, но делать этого совсем не хочется уже по той причине, что подобные крупнобюджетные эксперименты — большая редкость для отечественных киноэкранов.
У бесстрашного рок-н-рольщика Феликса Умарова получилось сделать то, что никому не удавалось до него: бросить вызов псевдо-почитателям поэта, выкатив на суд публики фееричный водевиль вместо скучной биографической справки для пушкинистов. За то, что без пяти минут дебютант позарился на «сакральное», он, как и Андрющенко («Сто лет тому вперед») с Локшиным («Мастер и Маргарита»), будет предан анафеме со стороны консерваторов, но сути дела это не изменит. Как бы сказал Иван Пущин, нам таких голосов сейчас очень не хватает!
Трейлер: