Богатые корейские мигранты в Америке обращаются к известной на их родине молодой, но многоопытной шаманке Ли Хва-рим (Ким Го-ын), чтобы та изгнала бесов из их младенца-сына, который постоянно кричит. Проблема оказывается действительно не в том, что он ребёнок, а в том, что ему не даёт покоя дух прадеда. Эта напасть и называется «зовом могилы». Для проведения экзорцизма шаманка и её симпатичный коллега Бон-хиль (Ли До-хен; как и Го-ын, актер вышел из модных дорам) обращаются за помощью к дуэту опытного геоманта Кима Санг-дока (Чхве Мин-сик, звезда «Олдбоя» и вообще великий артист, здесь как-то особенно радующий) и владельца похоронного бюро Янг-гына (Ю Хэ-чжин).
Геомант, специалист по фэншуй, который уже сорок лет указывает, где лучше делать захоронения и в какую сторону должен смотреть фасад отеля, не горит желанием браться за работу. Странная могила окружена лисами (которые, как нам сообщают, у кладбищ не водятся), земля там на вкус гнилая, а кто именно обрёл (или не обрёл) покой в таком мрачном месте, семья нанимателей говорить отказывается. Сомнения специалистов развеивают, во-первых, страдания ребёнка, которому иначе не помочь, а во-вторых, готовность клиента заплатить весьма немалые деньги.
Однако раскапывание таинственной могилы имеет куда более серьёзные последствия. Чтобы обойтись без спойлеров, скажем, что в первой половине картина — семейная драма, а во второй — историческая. Судьбы прадеда нанимателей и их родины оказываются связаны узлом столь же жутким, сколь и неразрывным, и героям, хотевшим поначалу просто подзаработать, приходится вырасти над собой под влиянием обстоятельств.
Картина умело балансирует между жанрами: начинаясь, как «Охотники за привидениями», она смело забредает и на территорию «Экзорциста», и куда-то в сторону «Омена» (сцена с раскапыванием могилы ночью выполнена блестяще). Такую жанровую гибкость фильму обеспечивает его детективная структура: экстрасенсам приходится побыть детективами, и чтобы победить зло его приходится вначале найти и опознать, и только потом уже орудовать киркой.
В оригинале фильм даже называется «Pamyo» (Exhuma), буквально — раскапывание. Естественно, герои прежде всего копаются в земле, но и в прошлом тоже. И в этом качестве «Зов могилы» — умная, страшная, но полная надежды попытка осмыслить самый травматичный эпизод в истории Кореи. Авторам притом хватает такта не делать из фильма ни патриотическую агитку, ни кино о том, как современность исправляет прошлое. Последнее можно в конечном счёте только похоронить и попробовать жить дальше. В широком смысле попытка сепарации, нового начала — центральный мотив «Зова могилы». Своими ритуалами герои постоянно прочерчивают границы: между жизнью и смертью, людьми и духами, между странами, но самое важное — между прошлым и настоящим.
Многие называют картину тематическим продолжением «Вопля», и «Зов могилы» действительно работает примерно с тем же набором хештегов: грех, раскаяние, семья, «всё зло от японцев». Однако едва ли это второй «Вопль», да и такой амбиции у авторов нет. Хотя некоторые сцены скопированы, что называется, дословно, эти фильмы отличаются друг от друга, как «Ребёнок Розмари» — от «Омена». Кино Полански — великое параноидальное высказывание, картина Доннера — лихое приключение по мотивам. В «Зове могилы» нет ни жуткой атмосферы неизбежности смерти, ни всемогущего дьявола, это фильм о том, что мир, конечно, лежит во зле, но его ещё могут спасти профессионалы, если подойдут к делу всерьёз. Зло не вечно, а исторично, и потому может быть побеждено.
И именно в части изображения профессионализма «Зов могилы» восхищает своей обстоятельностью. Современные хорроры часто опираются на то, что правила игры зрителю известны: вампиры пьют кровь, оборотни боятся полнолуния, зомби любят мозги, а маньяки в масках никого не любят. Здесь же авторы не стали полагаться на общую эрудицию смотрящих и довольно дотошно описали, что к чему. Смотреть картину как пособие по борьбе со злыми духами — особое удовольствие. Как проводить экзорцизм? Где лучше делать захоронения по фэншуй? Чем японские демоны отличаются от корейских? Почему дерево победит железо? Даже если раньше вас не волновали эти вопросы, «Зов могилы» пробуждает к ним нешуточный интерес.
Есть даже надежда, что, как после каждого фильма Нолана обнаруживаются всё новые специалисты то в области теоретической физики, то в теории времени, так и после «Зова могилы» появятся эксперты в по-настоящему интересных вещах. Корейский шаманизм, теория фэншуй, изгнание бесов из богатых бизнесменов, — все эти проблемы ещё ждут своих исследователей. А ещё, можно, наверное, ждать и новых, что называется, приключений героев: это самая интересная команда по спасению мира, семьи, страны за последнее время, а после таких головокружительных финансовых успехов (самый кассовый корейский фильм на данный момент) редко останавливаются.