Ностальгия по местам, где нас никогда не было: рецензия на фильм «Присцилла: Элвис и я»

Ностальгия по местам, где нас никогда не было: рецензия на фильм «Присцилла»

В российский прокат 25 января выходит новая работа Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я», трогательная драма, снятая по автобиографической книге Присциллы Пресли и отмеченная «Кубком Вольпи» за лучшую женскую роль. Рассказываем, чего ожидать от фильма.

София Коппола в 2022 году всего за 3 месяца сняла фильм «Присцилла: Элвис и я», ленту о жене Элвиса Пресли, без песен Элвиса Пресли. Компания Elvis Presley Enterprises не дала разрешение на использование композиций звезды рок-н-ролла 70-х. Но от этого фильм только выиграл: пришлось создавать музыкальную картину из других произведений, хорошо отражающих и всецело погружающих в эпоху.

Присцилла: Элвис и я
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»

Меланхолия как двигатель сюжета

Ещё совсем юная Присцилла и уже прославившийся Элвис знакомятся на вечеринке в Германии, между ними зарождается любовная связь, не переходящая за рамки дозволенного. Элвис уезжает на родину после окончания службы и, кажется, забывает о своей подруге. Первая любовь сводит Присциллу с ума и именно в этот момент начинает появляться необъяснимая, немного даже умилительная меланхолия, присущая работам Софии Копполы.

Какой будет героиня нового фильма Копполы можно угадать ещё до просмотра: в центре сюжета юная девушка, переживающая сложный период, который ощущается как слияние тоски на грани безумия и любовной агонии. «Присцилла» унаследовала настроение «Девственниц-самоубийц» больше, чем любой другой картины. Это сложности девичьего подросткового возраста, смертная скука в четырёх стенах и ожидание встречи с объектом влюбленности.

Присцилла: Элвис и я
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»

Кружева в качестве первичной материи

Пространство в фильме зачастую объясняет положение героя, его характер и взгляд на мир. Например, Присцилла – это шёлк, мягкие ковры, тюль, кружева, фарфор. Её комната в родительском доме – нежно-розовые и персиковые тона. Элвис – это бархат, кожа, тяжёлые ткани, тёмно-коричневая комната, в которой, кажется, нет воздуха и света. Сопоставление фактур героев обнажает их отличия: они не просто обладают разными характерами, целями в жизни – Элвис и Присцилла сделаны из разных материалов. Конечно, ни шёлк, ни бархат не являются первичной материей в прямом смысле, но их демонстрация объясняет непохожесть на каком-то природном уровне.

Кроме того, фильм – это не просто экранизация автобиографии Присциллы Пресли, это влюблённый взгляд в прошлое. Автор создаёт полноценный слепок эпохи: от модных начёсов до музыкальных вкусов. Френки Авалон, Бренда Ли, Элис Колтрейн, газета «Старз энд страйпс», старые новогодние карточки, пластинки в цветной бумажной обёртке. Иногда создаётся впечатление, что вот-вот диалог кончится и начнётся клип Ланы Дель Рей из альбома «Born to Die» или «Honeymoon», ведь в современной массовой культуре популяризация эстетики 1960-70-х годов связана с её именем. 

Время для розовой (в прямом смысле) ретроспекции

Большое внимание к деталям делают Присциллу ближе к зрителю. Мы видим какой косметикой она пользуется, какие духи любит и какую музыку слушает. Множество её атрибутов мы можем приобрести и сегодня. Слепок эпохи тоже не отстраняет нас от героини и её проблем, ведь помимо переживания первых романтических чувств, существует и другая проблема – одиночество. Оно выражается не только в праздном блуждании по дому во время отъездов мужа, но и в нуклеаризации семей, отчуждении от социального мира, которое мы все переживаем в цифровую эпоху. 

Присцилла смотреть онлайн бесплатно
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»

Говорить о проблемах в семейной жизни Пресли и о том, что почти с самого начала брак обречён на провал – бессмысленно. Гораздо интереснее наблюдать за сменой эпох глазами Присциллы. Пространство и атрибуты будней героев отражает не только их настроение, они меняются, когда меняется мода. Например, 1960-е – это совсем юная Присцилла: скучно-серые школьные коридоры в романтической дымке, пыльно-розовая гостиная в доме Элвиса, коричнево-тёмная спальня молодожёнов, плацидил перед сном, длинные острые стрелки, пышные платья.

Но 1970-е – это нежно-малиновые джунгли после кусочка сахара, тревожно-красный электрический свет, длинные каштановые волосы Присциллы и модные джинсы-клёш. Это не просто перемена обстановки, но и перемена настроения героини: больше не хочется спокойно ждать дома мужа с очередной изменой, не хочется сидеть взаперти с белым маленьким пуделем и тоскливо романтизировать роскошную, но одинокую жизнь. Эра послушных домохозяек, сидящих на антидепрессантах, уходит и появляется нечто новое. 

Присцилла: Элвис и я
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»

Массовая культура в экстазе

В «Присцилле» София Коппола не просто показывает красивое, но болезненное любовное переживание юной девушки, она даёт подробную инструкцию как от этого чувства избавиться. Кроме того, выход этого фильма может быть причиной ещё одного витка моды по спирали: в массовой культуре снова вспомнили о «Завтраке у Тиффани», концертах уже упомянутой Ланы Дель Рей. Девушки завязывают бантики из розовой атласной ленты и судорожно ищут, где купить лакированные туфли вишнёвого цвета, попутно пытаясь сделать причёску как у Бритт Экланд.

Интересно, что София Коппола родилась в 1971 году и сама она, скорее всего, не помнит ни психоделические 70-е, ни (тем более) архаичные 60-е. Но это не мешает ей любить эту эпоху и передавать эту любовь зрителю. «Присцилла» подарила нам романтический взгляд в прошлое и обнажила своеобразную красоту этого тоскливого, но завораживающего образа.

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Трагедия под канатами: рецензия на фильм «Стальная хватка» Предыдущая запись Трагедия под канатами: рецензия на фильм «Стальная хватка»
«После. Навсегда» и другие эксклюзивные премьеры февраля от «Настрой кино!» Следующая запись «После. Навсегда» и другие эксклюзивные премьеры февраля от «Настрой кино!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *