Уровень скепсиса по отношению к массовому современному отечественному кинематографу возрос до такой степени, что комментариев «Зачем смотреть фильм, если потом будет обзор BadComedian’а?» становится всё больше. Перевернёт ли это представление новый фильм мастерской Петра Фоменко «Портрет незнакомца»?

О чём фильм?

Жена выгоняет актёра и ловеласа Олега Орлова (Юрий Буторин) на улицу. Одновременно с этим он остаётся без работы – еженедельная радиопостановка, в которой он играет советского шпиона, приостановлена на неопределённое время. В полном смятении и с одним чемоданом в руке, он пытается найти выход из сложившегося кризиса.

Судьба сводит его с именитым писателем Львом Николаевым (Кирилл Пирогов), чью книгу знает и любит, кажется, весь Советский Союз. Сам Николаев разочаровался в том, что описывает, и находит родственную душу в потерянном Орлове. Вместе им предстоит разобраться в себе, своём отношении к окружающим и к самой системе, в которой им обоим приходится жить.

Фигура первая – лирическая

Давно сложилось ощущение, что Министерство Культуры уже не будет спонсировать картины о советском периоде и советских людях, которые отзывались бы о них тепло. Однако самое начало картины «Портрет незнакомца» внезапно получилось вполне хорошим, веселым и задорным.

2 диссидента + реки водки = «Портрет незнакомца»

Да, без уколов в сторону СССР не обошлось, но они как будто сделаны с любовью, в духе хороших сатирических фильмов. Поступки и мотивы укладываются в логику персонажей того времени – а это всегда неплохо. Те зрители, кто не застал описываемое время, смогут уловить знакомые им черты в героях, а те, кто хорошо помнит семидесятые, испытают прилив ностальгии и узнавания.

На атмосферу тут работает так много! Тут тебе и шикарный аутентичный (в большинстве случаев) саундтрек; и знакомые интерьеры с узнаваемыми паркетами, мрамором и профилем Ленина на стене; и парк, полный игроков в шахматы; и даже звучащая на заднем плане радиопостановка «Клуб знаменитых капитанов». Да и сами ситуации вполне забавны, актёры играют хорошо, а юмор «ниже пояса» отсутствует напрочь.

Поэтому просмотр первой части фильма доставляет искренне удовольствие, а скепсис постепенно засыпает.

Фигура вторая – печальная

Где-то к середине фильма удовольствие постепенно начинает переходить в недоумение, потому что сюжет как будто практически останавливается. Там, где ты ожидаешь увидеть развитие персонажа, как будто ничего и нет. Зато ты замечаешь две вещи, которые раньше пропускал.

Во-первых, когда внимание не концентрируется на сюжете, оно переключается на картинку. И оказывается, что она не так уж и безупречна. Если интерьеры выглядят аутентично, то компьютерная графика в экстерьерах режет без ножа. Она выглядит так же «правдоподобно», как и лицо новорождённой дочери Беллы и Эдварда из Сумерек.

Во-вторых, количество попоек растёт в геометрической прогрессии. Водка становится будто персонажем сама по себе и присутствует практически в каждой сцене. Герои (особенно двое главных) беспрестанно либо пьют, либо уже пьяные.

2 диссидента + реки водки = «Портрет незнакомца»

Возьмём сцены с персонажем Галины Тюниной (самым интересным персонажем фильма, кстати). В середине её сюжетной арки алкоголь служит катализатором неких событий, которые заставят её переосмыслить свою жизнь. На этом бы и закончить, но нет – авторы ещё прибегнут к спасительной водке, когда им потребуется, чтобы персонаж «раскрылся». Как будто других способов его раскрыть не существует.

Фигура третья – «Портрет незнакомца»

К концу фильма шутки перестают восприниматься так остро, как раньше. Потому что «Портрет незнакомца» превращается просто в набор анекдотов, баек и несуразных ситуаций, которые связны друг с другом только наличием определённых персонажей. Водки всё больше, развития героев всё меньше, а зрительского понимания, что мы смотрим фильм про крайне неприятных личностей, всё больше.

И к концу фильм тебя добивает. Потому что он внезапно решает скатиться в «обличение» людей поколения Второй Мировой войны и системы, которая ломает простого человека. Всё это превращается в прекрасный пример «пошлости без пошлости», когда сортирного юмора нет, а смотреть всё равно неприятно.

«Портрет незнакомца» показывает нам современных людей, которые будто случайно оказались в прошлом. Причём перегиб свойственен не только нам – на ум приходит недавний пример французского кино. Глобализация развилась до таких масштабов, что главные по-американски эгоистичные герои становятся нормой во всех крупных культурах (вставьте сюда мем из Настоящего Детектива: «Мне, мне, я, я! Я ведь такой важный!»). И плевать, что советский человек — не совсем про то.

2 диссидента + реки водки = «Портрет незнакомца»

«Портрет незнакомца» пытается усидеть на двух стульях одновременно: угодить любителям СССР и набросать про него кучу нехорошего в угоду современной российской повестке. И это печально. Потому что картина снова заносится во всё возрастающий список фильмов, у которых был огромный потенциал стать хорошим вневременным кино. Но увы.

Всё-таки большая надпись «Главный спонсор – ВТБ» перед фильмом про СССР должна была натолкнуть на понимание, что это будет за картина.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Серебряные коньки Previous post Город, который мы не знали. Каким бывает Санкт-Петербург в кино. Часть 3
Хищник и жертва. Рекап 7 эпизода сериала «Декстер: Новая кровь»  Next post Хищник и жертва. Рекап 7 эпизода сериала «Декстер: Новая кровь» 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *