Майк (Джош Хатчерсон, некогда неплохой ребенок-актер и звезда «Голодных игр») плохо спит ночами, пьет таблетки и всё время возвращается к одному страшному эпизоду из детства: когда ему доверили следить за младшим братом на шашлыках, а того похитили. Майк так активно пытается вспомнить хоть какую-нибудь ранее не замеченную деталь этого похищения, что потихоньку сходит с ума на почве осознанных сновидений.
Парня выгоняют с работы, но ему нужно растить маленькую сестру (их родители недавно умерли), которая тоже преимущественно грустит и что-то тоскливо рисует. Майк с трудом устраивается на очень странную должность ночного сторожа давно закрытого семейного ресторана, в котором главным развлечением когда-то были веселые роботы-аниматроники. Теперь они, как и Майк, в сущности, никому особенно не нужны и прозябают, как кажется, без дела, напоминая о беззаботных американских восьмидесятых.
Естественно, вскоре оказывается, что Майк охраняет не ресторан от людей, а людей от ресторана; аниматроники вполне себе живые, а проблемы и без того невыносимо грустного героя только начинаются. Всё это сюжет очень популярной одноименной игры, суть которой в том, чтобы продержаться в заброшенном заведении пять долгих ночей.

На экране эта незамысловатая концепция реализуется своеобразно: заявленные в названии пять ночей с Фредди действительно оказываются очень, невероятно долгими. В целом вероятно, что это самые долгие пять ночей, которые только могут быть в вашей жизни, потому что, в общем, самые скучные, и пережить их действительно не так уж просто.
Вместо веселой резни с участием аниматроников, на которую все надеялись, мы получили унылый психологический хоррор с совершенно жуткими диалогами и без единого страшного момента. Единственное, что и вправду пугает, так это то, что находят же где-то таких сценаристов, которым осознанные сновидения, грустные замкнутые девочки и сновидческий день сурка кажутся оригинальными, интересными приемами. В этом смысле возможно, что просмотр фильма станет самым страшным моментом в вашей жизни – смотреть скучное плохое кино это безусловно страшно – но в самой картине нет ни одного работающего джампскейра, а жуткая атмосфера, на которую постоянно намекают герои, не испугает даже пятилетнего ребенка в темноте.
Майк в осознанных сновидениях в ресторане пытается сторговаться со странными детьми, которые что-то знают о его пропавшем брате, его сестра тем временем начинает дружить с криповыми аниматрониками, где-то на втором плане постоянно мелькает чрезмерно улыбчивая полицейская, раз в двадцать минут сюжет к тому же петляет в сторону очень сомнительной интриги с правами опеки над сестрой Майка.

Проблема не в каждой линии по отдельности, но в том, что все вместе они выглядят как неумелая попытка снять пост-хоррор на материале шизофренического слэшера. Это нормальная тенденция: в девятой «Пятнице, 13-е» пытались что-то такое сделать (с червями и охотниками за нечистью, но всё же); шестой «Хэллоуин» был в известном смысле попыткой свести все к грехам человеческим. Это очень неудачные фильмы, но, конечно, в ином смысле, чем «Пять ночей с Фредди».
Девятая «Пятница, 13-е», например, совсем не «Грозовой перевал», но она умнее, тоньше (и это, напоминаем, фильм, где зло персонифицируется в черве), занимательнее, чем «Пять ночей с Фредди» очередной хит проката, где поп-психология портит и без того плохое кино. В ней элементарно больше кровищи, которой в «Ночах» – как на заседаниях кружка гемофобов.
Вместо итога предложение: давайте наконец на законодательном уровне начнем штрафовать режиссёров, которые берутся снимать elevated хоррор, не научившись ещё снимать хоррор в принципе. Лицензию на работу в поджанре стоило бы давать только тем, кто уже поставил с десяток крепких бэх; тем, кто уже понял, что хоррор это не только про грустные лица и низкий ключ. По-настоящему страшно в конце концов только то, что увлекательно. И уж точно навсегда отстранить от камеры следовало бы тех, кто придумал снять elevated хоррор с разноцветными убийцами-аниматрониками и рейтингом pg-13.
Непонятно, кому пришла в голову такая идея. Непонятно, кто согласился это профинансировать. Непонятно, как в этом согласился участвовать великий артист Мэттью Лиллард. И совершенно непонятно, кто в принципе решил пойти на этот фильм в таких количествах, что нам теперь обеспечены и сиквелы, и спин-оффы. С каждым днем мы все дальше от бога, и это для хоррора, конечно, нормально. Пугает то, что с каждым днем мы все так же дальше и от Майкла Майерса.