Когорту ремейков диснеевских картин пополнил «Пиноккио» за авторством Роберта Земекиса. Лучше бы не пополнял.

Синопсис

Старый Джепетто (Том Хэнкс), увидев волшебную звезду на небе, загадал необычное желание: чтобы сделанная им из дерева марионетка Пиноккио (Бенджамин Эван Эйнсуорт) стала настоящим мальчиком. Желание Джепетто было услышано, и Голубая Фея (Синтия Эриво) оживила куклу – но это только начало приключений.

Вместе с временно исполняющим обязанности совести мальчика сверчком Джимини (Джозеф Гордон-Левитт) Пиноккио постарается научиться различать добро и зло, пройти все испытания и доказать, что он достоин быть настоящим человеком.

Проблемы визуала

Начнём с самого очевидного – «Пиноккио» откровенно плохо выглядит. И дело даже не в самом CGI – хотя и к нему есть вопросы. Нет, проблема тут в странных постановочных решениях – а именно в цветовой гамме локаций, дизайне персонажей и количестве компьютерной графики на квадратный миллиметр.

Пиноккио

Первое: по какой-то странной причине где-то в Диснее решили, что чем более тёмная и серая картинка выходит на экран, тем «реалистичнее» выглядит фильм. Это, конечно, замечательно, вот только всматриваться каждый раз надоедает, а своего характера у картины нет совсем.

Второе: странная смесь противоречащих друг другу подходов к дизайну заставляет недоумённо чесать голову. Потому что такие персонажи, как лис Честный Джон (Кигэн-Майкл Ки), сделаны в гиперреализме а-ля «Король Лев», а вот Пиноккио настолько мультяшен и приторно-сладок, что выпадает из общей картины. Наверно, самой яркой иллюстрацией этого противоречия является Джимини – сильно стилизованная, вырвиглазно-зелёная голова, посаженная на анатомически безупречное человеческое тело.

Третье: простите, но когда бедный Том Хэнкс поднимает нарисованного Пиноккио, начинает кружиться с ним на фоне нарисованных часов, и при этом разговаривает с нарисованными котиком Фигаро и рыбкой Клео, то любая вера в происходящее растворяется в один момент.

Чему учит «Пиноккио»?

Нет, мы ни в коем случае не морализаторствуем и не требуем от каждого детского фильма безупречной морали. Тут дело немного в другом.

Пиноккио

В чём были главные уроки оригинального мультфильма «Пиноккио»? Зрителю прямым текстом говорили, что человек растёт, когда стремится быть смелым, честным и самоотверженным. При этом на протяжении всего мультфильма показано, что плохие решения, совершённые по наивности, могут привести к таким же плохим последствиям, что и совершённые по злому умыслу. Пиноккио доверчив, любит приврать и не слишком тяготеет к работе – и вынужден расти над собой, чтобы выбраться из сложных ситуаций.

В одной из сцен нового «Пиноккио» главный герой намеренно врёт, чтобы выбраться из подобной ситуации (словно повторяя сцену из второго Шрека, пародирующую диснеевского Пиноккио). Чему это может научить детей? Что иногда соврать – это нормально? Не противоречит ли это старой версии?

Более того, создатели попытались запихнуть в старую сказку современную повестку – потому что теперь Пиноккио уже изначально слащаво-идеален, а плохие решения он принимает из-за отсутствия альтернативы или давления окружающих (прямая аналогия с принижениями меньшинств и попытками загнать их в определённые рамки).  

Только вот когда вы пытаетесь наложить на уже существующую историю то, что изначально в неё не закладывалось, то можете поставить себя в неловкое положение. Что же получается, что авторы, соотнося Пиноккио с афроамериканцами и геями, намекают, что те – не настоящие люди? Как легко стрелочка поворачивается-то!

Это мы не говорим о том, что мир наказывает Пиноккио, по сути, просто так. Ведь мальчик ничего плохого сам, по своей воле ни разу за фильм не сделал – и в ослика превращается ну просто потому что. Иначе меньшинства плохими придётся рисовать, а нам такого не надо.

Итог

Пиноккио

Как говорится, было бы смешно, если бы не было так грустно. Новый «Пиноккио» дословно цитирует оригинал, разбавляя его нелепыми и абсолютно не нужными новыми персонажами.

При этом у него не хватает духу показать то, что люди не боялись показывать восемьдесят лет назад. Например, здесь главный герой не пьёт пиво и не курит сигар. Как можно, он же ребёнок! И хоть сто раз пытайся объяснить, что когда-то неприглядный показ вредных привычек в кино мог нести воспитательный характер.

То есть «Пиноккио» 2022 пытается быть реалистичным и продвинутым, но откровенно боится делать то, что делал «Пиноккио» 1940. Ну и совершенно пропускает мимо ушей всю соль истории, пытаясь показать её через призму современной морали. И то, что раньше было вечным и безвременным, приобретает вполне конкретную принадлежность к определённому времени.

И что это значит? То, что новый фильм устареет уже завтра. А вот оригинал вспоминать будут ещё очень долго. Помяните моё слово.

Понравился материал? Поделись с друзьями: