«Остров Бергмана» — кино о двойственности и гид по шведской культуре

Остров Бергмана Тим Рот

16 декабря до кинотеатров наконец-то добрался первый англоязычный фильм Мии Хансен-Лёв «Остров Бергмана». Он заставляет поверить в свои силы и вдохновляет на новые свершения. А почему, узнаете из нашей статьи.

«Остров Бергмана» проделал долгий путь до больших экранов. Первые новости о съёмках фильма появились ещё в 2017 году. Старт съёмочного процесса начался в символичную дату — 14 июля 2018 года. Именно в этот день  Ингмару Бергману исполнилось бы 100 лет. Международная премьера состоялась на Каннском фестивале 2021 года.

Действие новой картины Мии Хансен-Лёв, обладательницы приза Берлинского кинофестиваля за фильм «Будущее», вращается вокруг пары американских кинодеятелей — режиссёра хорроров Тони (Тим Рот) и талантливой сценаристки Крис (Вики Крипс). Оба находятся в поисках вдохновения и отправляются на летний период на остров, где когда-то жил и умер легендарный режиссёр Ингмар Бергман. Окунувшись в атмосферу места, герои растворяются в своих произведениях и начинают терять связь с реальностью.

Разговаривая с The Film Stage ещё во время промоушена «Будущего», Хансен-Лёв отметила:

Существует много фильмов, в которых вы не ощущаете подсознания, потому что они настолько неловкие, что блокируют доступ к бессознательному. Я же стараюсь писать и снимать фильмы, в которых есть место и возможность для появления бессознательного. 

Следуя этому стремлению, на втором часу она словно начинает фильм «Остров Бергмана» заново. Именно в этот момент начинается вторая сюжетная линия внутри первой — постепенно мы переносимся в придуманный на острове сюжет Крис о двух бывших влюблённых (Эми и Джозеф), приехавших на Форё на свадьбу общих знакомых (этих влюблённых играют Миа Васиковска и Андерс Даниелсен Лье). И тут начинается всё самое интересное.

«Остров Бергмана» как две стороны одной медали

В момент появления второй линии зритель может потеряться в повествовании. Хансен-Лёв словно намерено пытается его запутать. А чьи мысли и действия сейчас на экране? Это сюжет Крис, или уже реальность и выдумка слились в одно и мы видим не историю Эми, а историю самой Крис? Режиссёр как будто погружает нас в сон или грёзы. Эта особенность построения повествования и делает фильм «Остров Бергмана» особенным.

Зрителю буквально предлагают собрать пазл. Собери кусочки из сценария и реального мира вместе и только тогда ты получишь цельную историю. Но одна деталь всё равно останется не найденной, и это — финал. Каждый может придумать его для себя сам.

Остров Бергмана Миа Васиковска

Тема двойственности в фильме «Остров Бергмана» также раскрывается в отношениях главных героев. Они являются полными противоположностями. Тони — известный режиссёр, на его премьерах полные залы, а истории сами рождаются из под его пера. У Крис же всё наоборот. Она приезжает на остров, чтобы написать сценарий. Но находит лишь очередной творческий тупик.

Герои постоянно спорят, даже при выборе фильма для вечернего просмотра. И у зрителя резонно возникает вопрос: «На чём вообще держатся их отношения?» На него и старается ответить Крис в своём сюжете. Но и тут Тони скучно — во время рассказа жены он вечно отвлекается на телефонные звонки, витает в своих мыслях и напрямую говорит, что не может ей помочь.

Остров — пятый элемент

Остров Форё воплощает своего рода идеал, который одновременно пугает и манит. Это место абсолютной художественной целостности, с которым я ассоциирую Бергмана

Миа Хансен-Лёв

Кроме сюжетной четвёрки героев в повествовании существует ещё один не менее важный персонаж — Остров. Он пропитан историями своего известного жильца — Бергмана. На острове даже есть жители, которые знают все события из жизни кинематографиста: пересказывают его биографию, спорят о фильмах, устраивают тематические «сафари» и строят центры его творчества.

Миа Хансен-Лев Остров Бергмана

Но есть и те, кто ничего не знает о режиссёре или даже испытывает к нему неприязнь. В одном из эпизодов сценария Крис, Эми восхищается творчеством Бергмана, а её просят назвать хоть один фильм. Она сконфужена и не может вспомнить. Дальше мы узнаём, что Ингмар был грубияном и неприятным человеком. Именно это и ощущает турист, когда не встречает в Москве медведей, а в Париже мимов. Наши ожидания не всегда совпадают с реальностью.

«Неведомая сила влияет на пару» — так описывает творчество Бергмана один из героев. Крис и Тони после приезда на Остров словно сами становятся героями фильмом шведского постановщика. Живут в доме  где снимались «Сцены из супружеской жизни», смотрят его работы, Крис даже засыпает в доме мастера. Все отмечают трагичность и угнетающую атмосферу, но неясно, как такие идеи могли родиться на таком солнечном острове. И главной точкой противоречий становится эпизод танца Эми под песню не менее известной шведской группы ABBA.

Остров Бергмана Миа Васиковска

Фильм «Остров Бергмана» становится своеобразной краткой экскурсией по истории Швеции, её природе, культуре и особенностям нации. После него хочется прочитать как можно больше об Ингмаре Бергмане и его жене. Включить все фильмы и постараться понять, почему его картины оставили такой след в мире арт-хауса. Прогулявшись по острову Форё, хочется открыть путеводитель и спланировать новую поездку. Писателям же фильм даст нужный толчок к творчеству. Самое главное — вера в себя и понимание, что жизнь всё расставит по своим местам, а сценарий в нужный момент будет дописан.

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

«Человек-паук: Нет пути домой» — тот самый капустник, который все так ждали Previous post Обзор фильма «Человек-паук: Нет пути домой»: фан-сервис окончательно победил
Бог дал, Бог взял: рецензия на фильм «Рука Бога» Паоло Соррентино Next post Бог дал, Бог взял: рецензия на фильм «Рука Бога» Паоло Соррентино

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *