«Остров Бергмана» проделал долгий путь до больших экранов. Первые новости о съёмках фильма появились ещё в 2017 году. Старт съёмочного процесса начался в символичную дату — 14 июля 2018 года. Именно в этот день Ингмару Бергману исполнилось бы 100 лет. Международная премьера состоялась на Каннском фестивале 2021 года.
Действие новой картины Мии Хансен-Лёв, обладательницы приза Берлинского кинофестиваля за фильм «Будущее», вращается вокруг пары американских кинодеятелей — режиссёра хорроров Тони (Тим Рот) и талантливой сценаристки Крис (Вики Крипс). Оба находятся в поисках вдохновения и отправляются на летний период на остров, где когда-то жил и умер легендарный режиссёр Ингмар Бергман. Окунувшись в атмосферу места, герои растворяются в своих произведениях и начинают терять связь с реальностью.
Разговаривая с The Film Stage ещё во время промоушена «Будущего», Хансен-Лёв отметила:
Существует много фильмов, в которых вы не ощущаете подсознания, потому что они настолько неловкие, что блокируют доступ к бессознательному. Я же стараюсь писать и снимать фильмы, в которых есть место и возможность для появления бессознательного.
Следуя этому стремлению, на втором часу она словно начинает фильм «Остров Бергмана» заново. Именно в этот момент начинается вторая сюжетная линия внутри первой — постепенно мы переносимся в придуманный на острове сюжет Крис о двух бывших влюблённых (Эми и Джозеф), приехавших на Форё на свадьбу общих знакомых (этих влюблённых играют Миа Васиковска и Андерс Даниелсен Лье). И тут начинается всё самое интересное.
«Остров Бергмана» как две стороны одной медали
В момент появления второй линии зритель может потеряться в повествовании. Хансен-Лёв словно намерено пытается его запутать. А чьи мысли и действия сейчас на экране? Это сюжет Крис, или уже реальность и выдумка слились в одно и мы видим не историю Эми, а историю самой Крис? Режиссёр как будто погружает нас в сон или грёзы. Эта особенность построения повествования и делает фильм «Остров Бергмана» особенным.
Зрителю буквально предлагают собрать пазл. Собери кусочки из сценария и реального мира вместе и только тогда ты получишь цельную историю. Но одна деталь всё равно останется не найденной, и это — финал. Каждый может придумать его для себя сам.

Тема двойственности в фильме «Остров Бергмана» также раскрывается в отношениях главных героев. Они являются полными противоположностями. Тони — известный режиссёр, на его премьерах полные залы, а истории сами рождаются из под его пера. У Крис же всё наоборот. Она приезжает на остров, чтобы написать сценарий. Но находит лишь очередной творческий тупик.
Герои постоянно спорят, даже при выборе фильма для вечернего просмотра. И у зрителя резонно возникает вопрос: «На чём вообще держатся их отношения?» На него и старается ответить Крис в своём сюжете. Но и тут Тони скучно — во время рассказа жены он вечно отвлекается на телефонные звонки, витает в своих мыслях и напрямую говорит, что не может ей помочь.
Остров — пятый элемент
Остров Форё воплощает своего рода идеал, который одновременно пугает и манит. Это место абсолютной художественной целостности, с которым я ассоциирую Бергмана
Миа Хансен-Лёв
Кроме сюжетной четвёрки героев в повествовании существует ещё один не менее важный персонаж — Остров. Он пропитан историями своего известного жильца — Бергмана. На острове даже есть жители, которые знают все события из жизни кинематографиста: пересказывают его биографию, спорят о фильмах, устраивают тематические «сафари» и строят центры его творчества.

Но есть и те, кто ничего не знает о режиссёре или даже испытывает к нему неприязнь. В одном из эпизодов сценария Крис, Эми восхищается творчеством Бергмана, а её просят назвать хоть один фильм. Она сконфужена и не может вспомнить. Дальше мы узнаём, что Ингмар был грубияном и неприятным человеком. Именно это и ощущает турист, когда не встречает в Москве медведей, а в Париже мимов. Наши ожидания не всегда совпадают с реальностью.
«Неведомая сила влияет на пару» — так описывает творчество Бергмана один из героев. Крис и Тони после приезда на Остров словно сами становятся героями фильмом шведского постановщика. Живут в доме где снимались «Сцены из супружеской жизни», смотрят его работы, Крис даже засыпает в доме мастера. Все отмечают трагичность и угнетающую атмосферу, но неясно, как такие идеи могли родиться на таком солнечном острове. И главной точкой противоречий становится эпизод танца Эми под песню не менее известной шведской группы ABBA.

Фильм «Остров Бергмана» становится своеобразной краткой экскурсией по истории Швеции, её природе, культуре и особенностям нации. После него хочется прочитать как можно больше об Ингмаре Бергмане и его жене. Включить все фильмы и постараться понять, почему его картины оставили такой след в мире арт-хауса. Прогулявшись по острову Форё, хочется открыть путеводитель и спланировать новую поездку. Писателям же фильм даст нужный толчок к творчеству. Самое главное — вера в себя и понимание, что жизнь всё расставит по своим местам, а сценарий в нужный момент будет дописан.