Там, за окном, сказка с несчастливым концом: рецензия на фильм «Одержимая»

Там, за окном, сказка с несчастливым концом: рецензия на фильм «Одержимая»

В широком прокате фолк-хоррор «Одержимая», фильм, который пугает не мистикой, а укладом жизни отдельно взятой австрийской деревни.

Сюжет фильма «Одержимая» развивается в Австрии середины 18 века. Молодая девушка Агнес (Аня Пляшг) готовится выйти замуж за местного зажиточного крестьянина Вольфа (Дэвид Шейд) и оставить отчий дом, где она жила с матерью и братом. Брак вроде бы не по расчёту, а по искренней любви (так кажется в самом начале). Вольф заботливый мужчина, прагматичный, уже прикупил домик на окраине деревни, и кажется, светлое будущее у супругов наступит уже совсем скоро. Однако, все мечты и чаяния Агнес неожиданно рушатся уже в первую брачную ночь (а затем и в последующие), когда супруг наотрез отказывается к ней прикасаться.

Изумлённую Агнес это пугает. А тут ещё и вечно недовольная свекровь (Мария Хофштаггер) начинает появляется в их доме чаще, чем следовало бы, постоянно третируя невестку придирками за неприготовленный ужин или неубранные сковородки. Словом дальше всё происходит как в сказке про злую мачеху и падчерицу, антураж примерно тот же, что и у братьев Гримм или Шарля Перро. Благодатная почва для почти документальной хроники про одиночество и страх несоответствия.

Там, за окном, сказка с несчастливым концом: рецензия на фильм «Одержимая»
Кадр из фильма «Одержимая»

Несмотря на то, что все пытаются убедить Агнес, что она тут своя и бояться нечего, таковой себя она не ощущает в силу особенностей характера и тонкого душевного равновесия. Все искренние намерения девушки построить уютный быт, завести ребенка и жить обычной жизнью натыкаются сначала на холод недоверия, а потом и откровенной враждебности, объяснить которую не рискуют даже авторы фильма. Агнес не делает ничего плохого, но дело в том, ей хочется пожить ещё и вне закоренелых правил и устоев: полюбоваться бабочками, полежать на траве, послушать как говорит лес.

А в условиях тяжелого ручного труда, редких, больше отчаянных, чем весёлых попоек, бесконечных сплетен и вечно серых туч — это не то чтобы неправильно, а просто смертельно, несмотря на то, что пространство «Одержимой» лишь условно патриархально. Единственный мужчина, которому более менее уделено экранное время, — это Вольф, но и он находится под гнётом деспотичной матери. Несчастная Агнес в итоге не получает ни желаемого ребёнка, ни поддержки мужа, ни солидарности от свекрови, ни даже понимания от собственной матери, которая возвращает её обратно, когда та приходит просить о помощи. Немудрено, что вскоре девушка медленно начинает погружаеться в депрессию, а там до края пропасти уже недалеко.

Там, за окном, сказка с несчастливым концом: рецензия на фильм «Одержимая»
Кадр из фильма «Одержимая»

Свежий австрийский ужастик от режиссёрского тандема Вероники Франц и Северин Фиала («Спокойной ночи, Мамочка», «Сторожка», «Дом с прислугой») взяла под крыло всё более набирающая обороты компания Shudder, не брезгующая давать творческую свободу дебютантам и зажигать зелёный свет авторским проектам преимущественно в жанре ужасов. К их числу, например, относятся недавний маленький хит «Одержимые злом» и спорный пост-слэшер «Нежить».

Однако, в этот раз Shudder рискнул и копнул глубже, выдав аванс продукту несколько иного рода, мало чем напоминающего жанр в привычном понимании. «Одержимая» — это даже не модный пост-хоррор, а скорее экзистенциальный триллер, в оболочке хтони скандинавских лесов, пришедших будто из фильмов Роберта Эггерса. Если особо постараться то можно найти здесь как сюжеты из «Рода мужского», так и из «Бедных-несчастных». Но если в двух последних всё так или иначе стремилось к свету, то у авторов «Одержимой», в основном, к тьме, вязкой и беспросветной как болотная тина.

Там, за окном, сказка с несчастливым концом: рецензия на фильм «Одержимая»
Кадр из фильма «Одержимая»

То, что у этой тёмной пасторали не будет счастливого конца, ясно уже в прологе, когда молодая Агнес находит труп казнённой женщины, выставленный на всеобщее обозрение. Этим дурным знамением авторы лишь подчеркнули свою честность по отношению к зрителю, мол, приготовьтесь, дальше будет только хуже. И не обманули. В «Одержимой» полностью отсутствуют признаки иррационального, это место заполняется не жанровыми приёмами хоррора как такового, а тревожными ощущениями надвигающейся беды, выраженной, в основном художественными средствами, благодаря оптике оператора Мартина Гшлахта (за что фильм получил заслуженный приз на Берлинском кинофестивале за выдающиеся художественные достижения).

Это тягучие планы тёмного леса, черной от крови земли, дохлых рыбин с белыми глазами и клаустрофобные землянки обитателей деревни. Обыкновенная не придуманная, историческая хроника, которая, как известно, бывает страшнее любого демона под кроватью. Франц и Фиала не делают скидок и предлагают посмотреть земной путь Агнес от начала и до конца. Но это путешествие в мрак, наполненное горечью, страхом и отчаянием, будет долгим и мучительным. Лучше приготовиться к нему заранее.

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Я же говорила 2024 Previous post «Я же говорила»: жареное солнце больших городов
Кот Эдгертона: обзор сериала «Тёмная материя» Next post Кот Эдгертона: обзор сериала «Тёмная материя»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *