В центре сюжета — девочка-подросток Юрайа (Хелена Ценгель), проживающая на островном государстве Карпатия. Ее отец Максим (Уиллем Дефо) возглавляет небольшой отряд мальчишек, ведущий борьбу против Очи — сказочных зверей, населяющих таинственный лес. Во время одной из таких вылазок на их территорию ранение получает детеныш, угодивший в капкан. На следующий день Юрайа подбирает животное и решает вернуть его матери. Вскоре девочка и малыш-Очи находят общий язык и становятся лучшими друзьями, а отец, обеспокоенный пропажей дочери, вместе со своим взводом отправляется на ее поиски. У мужчины с пушистыми созданиями есть собственные счеты: из-за них он развелся с женой (Эмили Уотсон).

Вот и наступил тот день, когда независимая студия А24 решила наведаться в сегмент развлекательного кино для всей семьи. Если так подумать, то сие событие — не настолько из ряда вон выходящее, каким может показаться на первый взгляд. Еще два года назад представители компании объявили о том, что в будущем намереваются сделать упор на массовую продукцию, а не только лишь на возвышенные ужасы да артхаусные драмы. С одной стороны, это закономерный итог роста их влияния в индустрии, а с другой — довольно рискованная затея, ведь ступив на путь коммерции, велик шанс потерять свою уникальность.
Однако сразу обозначим, что пока эти опасения не подтверждаются. Пускай «Очи» и ориентирован на гораздо более широкую целевую аудиторию, чем другие проекты студии, он все еще слишком странный (в хорошем смысле этого слова), чтобы встать в один ряд с диснеевскими ремейками или «Minecraft в кино». Уже с первых минут становится очевидно, что никто другой, кроме авантюристов из А24, не выделил бы деньги на столь причудливую сказку.
Тот факт, что дебютная лента Исайи Сэксона, не имеет под собой первоисточника, свидетельствует о том, что перед нами редкий, почти что краснокнижный зверь в жанре семейного фэнтези. Сейчас куда ни кинешь взор — сплошь одни адаптации и новые прочтения, тогда как оригинальные истории днем с огнем не сыщешь. Честности ради, новинка также не может похвастаться разрывом шаблонов, но за неимением лучшего выглядит донельзя экзотично.

Тем не менее одна вполне конкретная аналогия наверняка будет докучать вас во время просмотра. Трудно отделаться от мысли, что сюжет «Очи» напоминает вольный рерайт первой части «Как приручить дракона». Посудите сами: на острове, где люди и фэнтезийные существа издревле враждуют друг с другом, протагонист-ребенок заводит дружбу с раненным животным, что очень не нравится его отцу-воителю. Дабы вы окончательно убедились в законности этого сравнения добавим, что логово зверей расположено в системе пещер. Правда, столь же эпичной развязки, как у шедевра Дина ДеБлуа, не ждите.
Между тем, отличий тоже хватает, и главное из них — это, конечно же, сеттинг. Если в культовом мультфильме Dreamworks события разворачивались в средневековой Скандинавии, то в обозреваемой картине — в вымышленной восточноевропейской стране. В мире «Очи» персонажи разъезжают на гигантском внедорожнике, слушают радио и отовариваются в магазинах розничной сети «Куркамаркет». Ненадолго на экране мелькнет даже православный храм.

Парадоксально, но в американской картине славянского колорита в разы больше, чем в сказочных блокбастерах отечественного производства. Наши зрители стопудово расплывутся в улыбке, когда увидят Уиллема Дефо (на минуточку, знатного любителя русских пословиц!) в кольчуге, латах и шлеме, словно их позаимствовали со съемок «Последнего богатыря». Да и повзрослевшего Финна Вулфхарда можно ненароком принять за нашего Марка Эйдельштейна, что тоже, как говорится, «плюс вайб активити».
Однако даже греющие душу образы и напевы не в силах тягаться с главным покорителем людских сердец — детенышем Очи. Эта диковинная помесь Сычуаньской обезьяны, Грогу из «Мандалорца» и могвая из «Гремлинов» с повадками спилберговского Инопланетянина просто не может не вызывать умиление у зрителей. Уж не знаем, запустили ли А24 мягкие игрушки с ним в производство, но нехилую прибыль им бы это точно принесло.

Стоит отдать фильму должное: несмотря на всю его экстравагантность и в то же время незатейливость, нашлось в нем место и для назидательных поучений, предназначенных скорее для взрослых, нежели чем для детей. Родители главной героини не сумели сохранить брак, ибо говорили на разных языках, но, когда их дочери стала угрожать опасность, слова оказались и вовсе не нужны, чтобы понять друг друга. Кроме того, есть в «Очи» и более очевидный посыл против дискриминации любой «инаковости», что, конечно, банально, но никогда не бывает лишним.
Трейлер: