«Чужой: Ромул» – это долгожданное возвращение в мрачную и напряженную вселенную, созданную Ридли Скоттом. Хронологически события нового фильма разворачиваются между первой и второй частями франшизы – «Чужой» (1979) и «Чужие» (1986), однако он прямо не связан ни с одной из предыдущих картин.
«Ромул» – настоящий подарок и аттракцион для всех поклонников классической франшизы. Фильм успешно сочетает в себе ностальгию по оригинальному сюжету и современные элементы хоррора, создавая напряженную и атмосферную историю выживания. Поэтому, если и критиковать нового Чужого, то лишь за вторичность, но будто бы такой проект изначально это подразумевал.
О чем «Ромул»?
И мы не будем вдаваться в подробности сюжета дальше и пересказывать его – так что смело читайте обзор, никаких спойлеров здесь не будет. Делимся лишь ощущениями от просмотра.
Но сначала пробежимся по истории создания «Чужого»:
- 1976 год: Швейцарский художник Ганс Руди Гигер создает серию сюрреалистических картин, которые сильно впечатляют продюсера Рональда Шуссета.
- 1977 год: Шуссет вместе со сценаристом Дэном О’Бэнноном разрабатывают идею фильма, основанную на работах Гигера. Идея заключается в столкновении человечества с ужасающей инопланетной формой жизни.
- 1979 год: Выходит фильм «Чужой» режиссера Ридли Скотта. Фильм становится культовым и закладывает основу для целой франшизы.
Фильм стал классикой жанра научной фантастики и хоррора, а вселенная «Чужого» продолжает вдохновлять создателей кино и игр по сей день.
Новый фильм – новый режиссер
При просмотре фильма четко ощущается рука мастера хоррора и триллеров, известного по работам над «Зловещими мертвецами» и «Не дыши». Теперь и на заброшенном космическом корабле появилось несколько леденящих душу сцен.
Впечатляет и сама подготовка к съемкам. Ксеноморфы и лицехваты не просто напоминают копии существ из фильма «Чужой», но и визуально в десятки раз правдоподобнее. Режиссер «Чужой: Ромул» Федерико Альварес мастерски воссоздает атмосферу клаустрофобии и безысходности, характерную для первых частей. И Альварес использует классику 1979 года как отправную точку не только для сюжета, но и для самого стиля картины, отдавая дань уважения.
Однако, к счастью, «Ромул» не стал очередной пресловутой перезагрузкой или ремейком с покадровым воспроизведением сцен. Вместо этого он сумел найти свой особый стиль, несмотря на замкнутое пространство корабля и предсказуемость сюжета.
«В космосе никто не услышит твоего крика». Помните эту фразу?
С абсолютной тишины, бескрайнего космоса и начнется ваш просмотр. Камера бесшумно будет приближаться к знакомому кораблю. Хорошей идеей было начать фильм с технического шума и сонного пробуждения древних компьютеров. Даже сами начальные титры полностью сымитировали 1979 год. И не просто так – ведь сюжет стартует ровно с того момента, с которого заканчивается первая картина. Космический корабль уничтожен, а наш окаменевший ксеноморф попадает на борт космической станции.
Красоте и масштабу этой картины из мира научной фантастики могут многие позавидовать. Команда режиссера подчеркивает элементы, которые сделали оригинальные картины и концепты Майкла Сеймура такими незабываемыми.
Поговорим о корабле. Именно на нем разворачивается большая часть истории. И выглядит он завораживающе: известно, что для реалистичных интерьеров использовались масштабные декорации. Дизайнеры создавали детальные модели корабля, которые затем воссоздавались в натуральную величину.
«Я выбрал то, что лучше всего для этих ребят и для меня самого: когда ты ввязываешься в приключение по созданию фильма, на площадке с тобой должны происходить события, на которые можно реагировать, а я могу это снимать во вполне реальных декорациях», – комментирует Альварес.
От ржавого транспортера, который доставляет группу на станцию, до лабораторий, коридоров, шлюзов и шахт лифтов – мы получаем много локаций и продуманных, проработанных пространств, где проделана большая работа не только над визуальной составляющей, но и над светом, звуком. Например, сцены с нулевой гравитацией продуманы не только физически, но и технически, что добавляет реализма.
Для создания наиболее реалистичных движений и выражений ксеноморфов использовались аниматронные модели. Кукольники и специалисты по аниматронике создавали сложные механизмы, позволяющие существам двигаться, открывать пасти и даже дышать. Для некоторых сцен актеры надевали костюмы ксеноморфов, которые комбинировали элементы аниматроники и ручного управления. Это позволяло достичь большей гибкости и реалистичности. Компьютерная графика использовалась для дополнения практических эффектов, создания более сложных сцен и улучшения детализации. Так существа из фильмов «Чужой» остаются самыми зловещими монстрами в истории кино.
И во время просмотра нас не покидает ощущение, что да – мы все еще в космосе, все еще в замкнутом пространстве, и всем героям вокруг все также угрожает опасность. Если в кадре сцена преследования инопланетным существом, то она действительно выглядит пугающе. И никогда не знаешь, переживет ли ее персонаж на экране или нет.
А совсем уж прошаренные фанаты заметят знакомые элементы из видеоигры «Alien: Isolation». Здесь и чекпоинты, и смена оружия, и закадровая съемка коридоров, и построение сюжета, использование локаций – все вызывает ассоциации с видеоигрой.
Федерико Альварес и не скрывает, что именно «Alien: Isolation» вдохновила его на создание нового фильма ужасов про ксеноморфов:
«Alien: Isolation заставила меня осознать, что я хотел бы сам снять новую часть Чужого и напугать фанатов вселенной. Игра показала мне, что «Чужой» может быть по-прежнему страшным и актуальным».
Что же так сильно впечатлило Альвареса в этой игре и что он перенес в фильм? Уникальная система сохранения. Помните те моменты, когда вам приходилось искать настенный телефон, вставлять ключ-карту и ждать тревожных сигналов? Именно в эти мгновения игрок чувствовал себя абсолютно беззащитным перед лицом смертельной опасности. Сочетание старой доброй аналоговой механики и напряженной атмосферы космической станции создавало невероятное ощущение тревоги. Каждый раз, когда герой видит такой телефон, зритель понимает: сейчас что-то пойдет не так.
Однако «Ромул» не зацикливается на пасхалках и оммажах, и идет дальше, затрагивая новые аспекты мифологии, показывая, например, эволюцию ксеноморфов, их способности и способы нейтрализации.
Звуковой дизайн вызывает мурашки по телу, особенно если смотреть фильм на больших экранах. Мы ощущаем рев реактивных двигателей, визг безжалостных существ, шипение кислотной крови и гул корабля. Скримеры здесь срабатывают на ура. Именно звук выводит страх на совершенно новый уровень и обволакивает пространство, заставляя вжиматься в кресло. Музыка Бенджамина Уоллфиша добавляет фильму эмоциональной глубины и вызывает знакомые мурашки по телу.
А теперь представьте, что «Ромула» хотели выпускать изначально на Hulu вместо кинотеатров! Это было бы огромной ошибкой.
Лето фансервиса продолжается. И его роль в фильме важна, ведь создателям удалось соблюсти грань: зрители были приятно удивлены появлениями знакомых персонажей или отсылками к ним, которые не вызвали раздражения из-за нелогичности их появления в кадре.
Жути и довольно страшных, отвратительных моментов, на которых хочется закрыть глаза, в разы стало больше. Хотели снова увидеть сцену разрывания грудной клетки? Вот вам, пожалуйста. Во всех деталях и максимально крупно!
Однако, фильм не пытается перегрузить зрителя новыми сюжетными линиями и фокусируется на классических элементах франшизы: выживании, столкновении с инопланетной угрозой и человеческой природе. История не пытается быть громоздкой или запутанной.
«Ромул» аккуратно миксует идеи двух картин, удобно занимая место посередине. Фильм словно заключает с нами договор: «Мы вернули вас в прошлое – устраивайтесь поудобнее». В этот момент зритель чувствует, как будто надевает VR-очки и бегает по кораблю вместе с молодыми героями.
Справился ли каст? Однозначно, да!
Команда, отправившаяся на заброшенную станцию на этот раз, достаточно молода – им всего по 20 лет (а кому и меньше). Здесь полный набор разных групп, как по социальному статусу, так и с разными личными драмами. По сути, они уже знают, что умрут в колонии, и решаются на отчаянный шаг изменить свою жизнь, так сказать в надежде на лучшее будущее. Энтузиазм и желание вырваться, выжить у них выкручен на максимум. Терять им нечего – вернуться домой они уже не могут.
В центре рассказа находится Рэйн в исполнении Кейли Спейни (как и всегда сильный женский персонаж), уязвимая девушка, которая просто хочет обеспечить себе лучшую жизнь на другой планете и остаться человеком несмотря ни на что. Она достойная преемница Эллен Рипли, но и не является ее копией. Девушка проявляет храбрость, интеллект и сострадание. И больше похожа на обычную девчонку, попавшую в ужасные обстоятельства.
Синтетик Энди уже назван так называемым MVP «Ромула», и хотя он продолжает традиции запоминающихся андроидов Эша (Иэн Холм) и Дэвида (Майкл Фассбендер), у него есть своя «перчинка». Его игра, детская наивность вызывают восхищение, особенно в исполнении Дэвида Джонссона, которого, скорее всего, мы еще увидим в интересных проектах. Его андроид заставляет поверить, что он действительно не человек.
Сюжет не обходит стороной и корпорацию Weyland-Yutani, показывая эксплуатацию людей на шахтах, что заставляет еще больше задуматься о том, как производитель медицинского оборудования, военной техники, космических кораблей, который активно участвует в колонизации планет, воспринимает людей. Они для корпорации – штучный товар. И никакой ксеноморф не нужен, жизнь в ужасных условиях сама их истребляет.
Подведем итог: «Чужой: Ромул» не стал копией одного из величайших научно-фантастических фильмов ужасов, а послужил зарождением чего-то нового. Это настоящий экшен-хоррор, который давно не снимали.
Да, приквелы прошлых лет были амбициозными проектами, ступившими на путь мифологии и философии. Как говорится, фильмы не для всех. Людям подавай развлечения, хлеба и зрелищ – именно поэтому «Ромул» неплохо так подсоберет и кассу, и зрительские симпатии.
Режиссер Федерико Альварес стремился вернуть это незабываемое ощущение страха в космосе, и вернуться к корням франшизы. И у него получилось.
Представим, что фильм попросили бы описать несколькими словами. Это были бы: изоляция, космос, выживание, паранойя, ксеноморфы и лицехваты, очень-очень много ксеноморфов и лицехватов.
«Ромул» запоминается, его хочется пересматривать, и он требует просмотра именно в кинотеатрах, на больших экранах, где можно в полной мере насладиться его масштабом и красотой. А неподготовленный и новый зритель захочет затем ознакомиться с оригиналом.
Если вы поклонник франшизы, а особенно первого фильма, то «Ромул» обязательно стоит посмотреть. К тому же, по рейтингу он уже вошел в топ-3 картин по вселенной Чужого.
За приглашение на предпоказ выражаем благодарность Meloman Afisha.