История игрушки: рецензия на фильм «Обезьяна»

История игрушек: рецензия на фильм «Обезьяна»

До российских экранов добрался новый фильм Осгуда Перкинса. Что на сей раз приготовил нам один из лучших хоррор-мейкеров современности, читайте в нашей рецензии.

Близнецы Хэл и Билл (обоих играет Кристиан Конвери) толком не знали своего отца. Все, что им досталось в наследство от него — это пылящиеся в чулане сувениры, привезенные из разных стран. Однажды среди прочего хлама они находят заводную обезьянку (почти такую, как в «История игрушек 3», но с барабаном вместо дисков — их запретил использовать Disney) после чего становятся свидетелями череды ужасных смертей. Понимая, что в игрушке заключен злой дух, убивающий ни в чем не повинных людей, братья решают избавиться от нее.

Спустя двадцать пять лет повзрослевший Хэл узнает о возвращении демона. С тех пор многое в их с братом жизнях (обоих играет Тео Джеймс) переменилось. Первый успел обзавестись ребенком (Колин О’Брайэн) и развестись, а Билл так и вовсе пропал с радаров. Теперь им предстоит вновь столкнуться с этой сущностью.

Кадр из фильма «Обезьяна»
Кадр из фильма «Обезьяна»

В прошлом году «Собиратель душ» Осгуда Перкинса произвел настоящий фурор в индустрии. Мрачный триллер с Николасом Кейджем в роли фаната группы T-Rex (и по совместительству маньяка-сатаниста) окончательно закрепил за режиссером статус большого мастера эпохи elevated-хорроров. Но сам творец, видать, так устал от сложившего вокруг своей персоны реноме, что решился на удар по нему. Этим тараном против устоявшегося мнения стала «Обезьяна». 

Взяв за основу небольшой рассказ Стивена Кинга, Перкинс переработал его самым радикальным образом, доверху набив черным юмором. Постановщик сменил свойственные себе кичливость и серьезность на чуждые китчевость и шутливость, и, внезапно, преуспел. Однако, несмотря на поджанровый переход из психологического слоубернера в комедию ужасов, ключевые столпы его фирменного почерка остались не тронутыми. Правда, кое в чем он все же отступил от привычной формулы. К примеру, протагонистов мужского пола в его картинах еще не было. Впрочем, здесь это продиктовано первоисточником.

Главное, что сквозящая с экрана — подаваемая меж строк или вложенная в уста героев — авторская рефлексия никуда не делась! Почитайте на досуге про семью Оза, про то как погибли его мать и отец, и вы поймете, что «Обезьяна» — это глубоко личное произведение. При этом фильм подкупает и одновременно шокирует своим непринужденным отношением к смерти. Послание режиссера считывается недвусмысленно: костлявая с косой наперевес придет за каждым, а вот время, место и обстоятельства встречи с ней у всех будут разными, но и панически бояться конца напрасно.

Кадр из фильма «Обезьяна»
Кадр из фильма «Обезьяна»

Неспроста ж на коробке с заводной игрушкой имеется надпись like life (с англ. — «словно жизнь»). А в жизни, как известно, достается всем — и праведникам, и грешникам. Причем стоит отдать Перкинсу должное: в киношных смертях он знает толк! Все они обставлены не менее изобретательно, чем в триквеле «Ужасающего», но без откровенного садистского смакования, как то было у Дэмиена Леоне. Да и остроумия Осгуду уж точно не занимать! Особенно удался эпизод, где неопытный священник на похоронах девушки, чья голова оказалась порознь с остальным телом, не может подобрать нужных слов, выдавая непреднамеренно язвительные формулировки одну за другой. 

Следует оговориться, что сей кровавый фарс не в силах кого-либо парализовать от ужаса. Порядок совершения мокрухи всегда один и тот же: сначала зловещее тремоло на барабанах, а затем, через считанные секунды, страшная (как правило, мгновенная и нелепая) смерть настигает одного из персонажей. По мере приближения к финальным титрам интервалы между убийствами становятся настолько мизерными, что хоррор-элементы окончательно растворяются в океане легковесной буффонады. Но это тот редкий случай, когда ленте можно простить жанровый дисбаланс за те, эмоции, что она способна подарить. К тому же, венчает этот обезьяний молох чрезвычайно смешной дуэт Тео Джеймса с самим собой, а на огонек забегают Элайджа Вуд и Адам Скотт.

Кадр из фильма «Обезьяна»
Кадр из фильма «Обезьяна»

Своей новой работой Осгуд Перкинс доказал, что ему не обязательно надевать привычный monkey suit1 серьезного режиссера, чтобы подтвердить титул значимой фигуры в жанре. Так что, иногда можно позволять себе go ape2! Была ли это разовая акция или же речь идет о смене вектора в творчестве постановщика, мы узнаем уже осенью, когда в прокат выйдет его следующий фильм. 

Трейлер:

  1. — сленговое выражение: строгий костюм, смокинг ↩︎
  2. — идиома: обезьянничать, сходить с ума ↩︎

Понравился материал? Поделись с друзьями:

«Клинер» с Дейзи Ридли: новый «Крепкий орешек» или боевик класса B? Previous post «Клинер» с Дейзи Ридли: новый «Крепкий орешек» или боевик класса B?
Приключения слесаря-одиночки: рецензия на фильм «Ночной вор» Next post Приключения слесаря-одиночки: рецензия на фильм «Ночной вор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *