Комментируя жизнь: рецензия на фильм «Недостатки»

Комментируя жизнь: рецензия на фильм «Недостатки»

В цифровой прокат вышли «Недостатки», маленький фильм из конкурса инди-фестиваля Сандэнс. О том, почему на эту картину стоит обратить внимание, – в нашей рецензии.

Бен (Джастин Х. Мин) мечтает о карьере сценариста и, если повезет, режиссера. Пока что он довольствуется ролью управляющего артхаусного кинотеатра и встречается c чуть более успешной Мико (Элли Маки), которая участвует в организации локальных кинофестивалей. В его жизни так же есть чуть менее мизантропически настроенная подруга Элис (Шерри Кола), с которой они ходят в одни и те же места, пьют кофе и ругают жизнь. После столь насыщенных дней вечерами Бен смотрит классические фильмы – от «Доброго утра!» Одзу до «Милой Фрэнсис» Баумбака (можно заметить диск на диване!). Кажется, что его меланхоличный инфантилизм может длиться вечно, но Мико, устав от их вечных споров, неожиданно уезжает в Нью-Йорк в киношколу, Элис всё активнее пытается изменить свою жизнь, а непопулярный кинотеатр оказывается всё ближе к закрытию. 

Оставшись без Мико, Бен шатается по Сан-Франциско в поисках свободных ушей, но находит только всё новые проблемы. Созвоны с девушкой заканчиваются катастрофой, а попытки объяснить всем в мире, что они живут неправильно и вообще ничего не понимают, приводят его к ещё большему  одиночеству. 

«Недостатки» – одна из тех многочисленных картин в прокате, чье описание можно начинать со сразу считываемых референсов. Это тихое кино – «Выпускник» для миллениалов и «Милая Фрэнсис» для парней, из важного при просмотре вспоминается «Худший человек на свете» (который некоторые люди, и автор рецензии здесь не один, считают лучшим фильмом прошлого года), из совсем недавнего – умеренно замечательная «Аманда», бывшая в прокате летом, а из великого – «Разбивающий сердца» Эллен Мэй. С последней картиной кино дебютанта Рэндалла Парка (артиста, известного, в частности, второстепенной ролью в Marvel) роднит особенно многое: главный герой сомнительных моральных качеств, плавающая интрига и, конечно, попытки не столько исполнить американскую мечту, сколько понять, в чем же она заключается.

Недостатки Джастин Х. Мин
Кадр из фильма «Недостатки»

Бена на этом фоне сложно, конечно, назвать слишком оригинальным персонажем, но создатели пытаются придать ему некоторую индивидуальность помимо любви к классике и вязаным свитерам. Важный мотив фильма, например, в том, что Бена совершенно не волнует его азиатское происхождение, и он смеется над тенденциями современного Голливуда к увеличению репрезентации. Посмотрев на кинофестивале дурновкусный ремейк «Красотки» с азиатскими артистами, он не радуется репрезентации, а смеется над плохим фильмом. 

Из подобных небольших наблюдений и складывается это скромное веселое кино. Авторы хотят высказаться сразу о многом, и выходит у них с разной степенью удачности (хотя тем же грешат на самом деле и лучшие из классических фильмов – например, замечательная картина Трюффо «Украденные поцелуи», которую Бену не мешало бы посмотреть). Важная тема – стремление современного Голливуда к тотальной репрезентации в ущерб качеству проектов – раскрывается хорошо и со вкусом: от тотального неприятия этой практики Бен приходит сначала к сдержанному терпению, а потом и к трогательному пониманию. Некоторые более, может быть, интересные темы наоборот обозначаются вскользь, хотя и не без удач.

Токсичные отношения Бена с Мико и двумя другими девушками (одну из них, к слову, замечательно играет Дебби Райан – это находка), с одной стороны, показаны хорошо и точно, с другой – их как будто бы слишком мало. Хотя в отношении Мико фильм позволяет себе довольно решительный сарказм: эта во всех отношениях прогрессивная девушка так глубоко уходит в понимание себя и любовь к себе же, что в итоге никого другого и не замечает. Герой обвиняет её в двуличности, и сложно сказать, что он неправ.

При этом Бен, конечно, сам двуличный абьюзер и как-то страшно не идеален. Он смеется над романтическими отношениями как концептом, потому что никто не готов смотреть с ним в десятый раз «400 ударов»; он вечно жалуется на жизнь, не пытаясь ее изменить; он вполне справедливо критикует всех вокруг, отказываясь обратить свой пристальный взор на себя самого. Как и многие миллениалы, Бен отлично наблюдает за жизнью, но никудышно живет, и его саркастичные комментарии к повседневности оказываются любопытнее ее самой. Заметки на полях истории перекрывают в какой-то момент основной текст. 

Комментируя жизнь: рецензия на фильм «Недостатки»
Кадр из фильма «Недостатки»

Можно критиковать такую ситуацию в рамках сторителлинга – и картину такая погруженность в себя интереснее действительно не делает – но, в сущности, это важное наблюдение за современностью. Герой «Выпусника» скучал от жизни, от своего окружения, от абсурдности мечт, но варианта не жить подобным образом у него не было. Герой нашего времени же, напротив, устав от стиля жизни своего класса, может исключить себя из его воспроизводства, но как будто бы лишен возможности по-настоящему перепридумать свою жизнь. Эта экзистенциальная неопределенность рифмуется и с вполне бытовой оторванностью мигрантов, пусть даже и в третьем поколении, от корней. 

Эту мысль «Недостатки», если честно, не додумывают и останавливаются на полпути. Но в итоге это половинчатое кино учит нас все-таки главному — что мы заслуживаем хотя бы того, чтобы нас судили не по нашим худшим поступкам и худшим моментам, а по тому, кем мы хотим быть. Пусть даже получается у нас и через раз. Так же хочется, наверное, поступить и с этим фильмом: у него есть, простите за каламбур, некоторые недостатки, а многим моментам в сюжете не хватает глубины, но все-таки можно увидеть в этой картине не азиатскую версию «Выпускника», а нечто большее. Пусть местами и не слишком.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

7 декабря в официальный российский прокат выйдет, возможно, последнее аниме гениального Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». В связи с этим наша редакция решила вкратце рассказать, почему каждая из десяти картин мэтра по-своему прекрасна. Previous post Хаяо Миядзаки — волшебник страны Грёз: почему мы любим каждую работу гения-аниматора?
Как корейцы космос покоряли: рецензия на фильм «Луна» Next post Как корейцы космос покоряли: рецензия на фильм «Луна»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *