Завязка у фильма представляет собой нечто, настолько клишированное и архетипичное, что уже по умолчанию несет в себе пародийный, деконструирующий элемент. Группа студентов отдыхает в лесу и случайно тревожит злобного духа — героя местной городской страшилки. Тот пробуждается ото сна и принимается кромсать студентиков, да и вообще всех, кого встречает на своем пути.
Наиболее примечательна в хорроре Криса Нэша формалистская составляющая, вытесняющая содержание в разряд схематической условности. Соединяя в визуальном повествовании стилистику слэшеров эпохи VHS-кассет (формат изображения, «дешевое» насилие) и оригинальные операторские приемы (ракурсы камеры, напоминающие «видеоигровые», словно прикрепленные к герою с видом от третьего лица), создатели не только отдают дань уважения культовым фильма былых лет, но и стремятся оживить сам жанр за счет революционных привнесений. Ну и, само собой, главным из них является оптика: добрую часть ленты зритель наблюдает за происходящим глазами антагониста.
Но, как бы все это занятно не звучало на бумаге, финальный результат выглядит скорее удручающим. Монтаж и сценарий в полной мере не дают раскрыть главную фишку, которой более всего кичатся причастные к созданию. Совершенно непонятно, зачем нужные долгие пешие прогулки маньяка по лесу, если в фильме предостаточно склеек, смен места и времени действия. Тем более не ясно, зачем нужны джамп-каты, не сильно-то и ускоряющие динамику, зато выдающие дешевизну постановки.
«Нежить» можно было бы по праву назвать экспериментальным только в том случае, если бы она от и до была снята одним дублем или хотя бы умело имитировала этот прием, как «1917» Сэма Мэндеса. Да и вообще сама концепция не тянет на полуторачасовой хронометраж и куда органичнее бы смотрелась в рамках короткого метра. А еще фильму критически не хватает жуткого эмбиента на фоне, ибо шуршание листвы и звуки шагов вместо нагнетающей музыки делают некоторые сцены невыносимо медитативными и нудными.
После просмотра недавнего ремейка «Незнакомцев» я задавался вопросом, насколько вообще существование слэшера, как поджанра ужасов, оправдано в 2024 году. И если картина Ренни Харлина была просто клишированной банальщиной, то «Нежить» — это кладезь из любопытных, но недокрученных до удобоваримого состояния формалистских находок. Увы, никакой «хоррор-сенсации» не вышло!
Однако Крис Нэш — не единственный, кто додумался до того, чтобы показать хоррор глазами злодея, и уже в конце августа в российский прокат выйдет «Присутствие» Стивена Содерберга с той же визитной карточкой. Удастся ли заслуженному голливудскому экспериментатору довести до ума оригинальную задумку или же и его новую работу ждет участь свежего канадского слэшера, узнаем уже в скором времени.
Трейлер: