Воскрешая мертвый жанр: рецензия на фильм «Нежить»

Воскрешая мертвый жанр: рецензия на фильм «Нежить»

В российском прокате экспериментальный слэшер канадца Криса Нэша, который на уровне концепции выглядит заманчиво, но проваливается в реализации. О том, что могло сделать «Нежить» лучше — далее в рецензии.

Завязка у фильма представляет собой нечто, настолько клишированное и архетипичное, что уже по умолчанию несет в себе пародийный, деконструирующий элемент. Группа студентов отдыхает в лесу и случайно тревожит злобного духа — героя местной городской страшилки. Тот пробуждается ото сна и принимается кромсать студентиков, да и вообще всех, кого встречает на своем пути. 

Наиболее примечательна в хорроре Криса Нэша формалистская составляющая, вытесняющая содержание в разряд схематической условности. Соединяя в визуальном повествовании стилистику слэшеров эпохи VHS-кассет (формат изображения, «дешевое» насилие) и оригинальные операторские приемы (ракурсы камеры, напоминающие «видеоигровые», словно прикрепленные к герою с видом от третьего лица), создатели не только отдают дань уважения культовым фильма былых лет, но и стремятся оживить сам жанр за счет революционных привнесений. Ну и, само собой, главным из них является оптика: добрую часть ленты зритель наблюдает за происходящим глазами антагониста.

Кадр из фильма "Нежить"
Кадр из фильма «Нежить»

Но, как бы все это занятно не звучало на бумаге, финальный результат выглядит скорее удручающим. Монтаж и сценарий в полной мере не дают раскрыть главную фишку, которой более всего кичатся причастные к созданию. Совершенно непонятно, зачем нужные долгие пешие прогулки маньяка по лесу, если в фильме предостаточно склеек, смен места и времени действия. Тем более не ясно, зачем нужны джамп-каты, не сильно-то и ускоряющие динамику, зато выдающие дешевизну постановки. 

«Нежить» можно было бы по праву назвать экспериментальным только в том случае, если бы она от и до была снята одним дублем или хотя бы умело имитировала этот прием, как «1917» Сэма Мэндеса. Да и вообще сама концепция не тянет на полуторачасовой хронометраж и куда органичнее бы смотрелась в рамках короткого метра. А еще фильму критически не хватает жуткого эмбиента на фоне, ибо шуршание листвы и звуки шагов вместо нагнетающей музыки делают некоторые сцены невыносимо медитативными и нудными. 

Кадр из фильма "Нежить"
Кадр из фильма «Нежить»

После просмотра недавнего ремейка «Незнакомцев» я задавался вопросом, насколько вообще существование слэшера, как поджанра ужасов, оправдано в 2024 году. И если картина Ренни Харлина была просто клишированной банальщиной, то «Нежить» — это кладезь из любопытных, но недокрученных до удобоваримого состояния формалистских находок. Увы, никакой «хоррор-сенсации» не вышло! 

Однако Крис Нэш — не единственный, кто додумался до того, чтобы показать хоррор глазами злодея, и уже в конце августа в российский прокат выйдет «Присутствие» Стивена Содерберга с той же визитной карточкой. Удастся ли заслуженному голливудскому экспериментатору довести до ума оригинальную задумку или же и его новую работу ждет участь свежего канадского слэшера, узнаем уже в скором времени.

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Абьюз в эпоху Тюдоров: рецензия на фильм «Игра королевы» Previous post Абьюз в эпоху Тюдоров: рецензия на фильм «Игра королевы»
Призраки прошлого. Рекап 3 эпизода 2 сезона сериала «Дом дракона» Next post Призраки прошлого. Рекап 3 эпизода 2 сезона сериала «Дом дракона»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *