«Чрезвычайная ситуация» — абсолютный хит у себя на родине и самый кассовый блокбастер 2022 года. Фильм о вирусе в постпадемийную эпоху и сам едва ли не стал его жертвой. Картину начали снимать ещё в 2019 году. Потом грянул 2020-й и съёмки периодически останавливали. И вот, наконец, в 2022 году он добрался до зрителей.
Фильм начинается со сцены в аэропорту, где молодой отец (звезда южнокорейских и голливудских боевиков Ли Бён-хон) с дочерью садятся на самолёт, следующий рейсом на Гавайи. Девочка больна дерматитом, а на островах чистый воздух — это поможет ей поскорее выздороветь.
В этот же самолёт садится странный молодой человек (участник k-pop группы ZE:A Им Ши-ван), интересовавшийся до этого рейсами с максимальным количеством пассажиров, и супруга местного начальника полиции (главный герой «Паразитов» Сон Кан-хо). Уже в полёте выяснится, что обаятельный с виду юноша — террорист и пронёс на самолёт опасный вирус, который сам же и взрастил в секретной биолаборатории. В закрытом пространстве «Боинга» вирус распространяется слишком быстро, а ближайшие аэропорты не торопятся сажать заражённый самолёт на своей территории.
«Чрезвычайную ситуацию» молодого постановщика Хан Чжэ Рима довольно тепло приняли в Каннах, где картина демонстрировалась вне конкурса. И вполне понятно почему: режиссёру удалось настолько увлекательно сшить цельное жанровое полотно из сюжетных отрывков, что оторваться от экрана практически невозможно на протяжении всего хронометража (а это, к слову, больше двух часов). При этом никаких чудес изобретательности в уже заезженной вдоль и поперёк теме про опасные полёты режиссёр не вносил, а лишь поставил в центр личные истории всех действующих лиц, разбавив напряжённость действия драматической тональностью и социальным посылом.
Синефильские корни режиссёр вполне понятны и узнаваемы: с «Поездом в Пусан» или «Змеиным полётом» фильм Хан Чжэ Рима не сравнил разве что ленивый. Но здесь действительно сложно удержаться от параллелей: молодой отец с дочкой, опасность замкнутого пространства для всех пассажиров, страх перед неизвестностью, человеческая добродетель и эгоизм, время, которого катастрофически мало, самопожертвование, политическая система и махровый бюрократизм властей.
Разница, пожалуй, лишь в том, что «Чрезвычайная ситуация» — кино хоть и мейнстримное, но вполне сохраняющее дух классики южнокрейского кинематографа. От «Я видел дьявола» до «Олдбоя» и «Паразитов». Напряжённые экшн-сцены здесь созвучны с трагическими диалогами и опереточными страданиями, а отчаянные попытки пассажиров сохранить присутствие человечности и дотянуть до заветной земли, перебиваются монотонностью детективного расследования в духе «Воспоминаний об убийстве». Единственное, чего здесь не хватает — остроумия и иронии. Той самой уверенной дерзости, которая роднит между собой большинство фильмов из Южной Кореи (за что мы, собственно, их и любим).
Режиссёр слишком полагается на собственное знание человеческой природы и в очередной раз наступает туда, где проходил уже пару минут назад, обманывая призрачным сюжетным твистом, а на самом деле только растягивая хронометраж, маниакально выжимая все оставшиеся эмоции из зрителя.
Вот чем-чем, а какой-то недосказанностью, загадочностью, неразрешенным финалом здесь и не пахнет. Всё педантично расставлено по местам уже за полчаса до окончания картины. В концовке таких фильмов всё может решить смелый эксперимент, бесстрашие, риск. Но Хан Чжэ Рим решительно отмёл всё вышеперечисленное, предпочитая уютный, сентиментальный и слезливый катарсис, растянутый ещё примерно на 20 минут. Вот эти шероховатости слегка и смазывают впечатление от увиденного.
Несмотря на это, «Чрезвычайная ситуация» — вполне мощное зрительское кино, с крепким визуалом, отработанной динамикой, отличной операторской работой и мастерски отточенным саспенсом. В нём есть всё, что нужно для того, чтобы выйти из кинозала слегка оглушённым, но вполне удовлетворенным от просмотра.