На седьмом небе от счастья: рецензия на аниме «Небесный замок Лапута»

На седьмом небе от счастья: рецензия на аниме «Небесный замок Лапута»

20 марта в повторном прокате стартовала легендарная картина мэтра японской анимации Хаяо Миядзаки «Небесный замок Лапута». Первое аниме студии Ghibli, оставшееся незамеченным на самом старте, но сумевшее завоевать сердца зрителей спустя годы. Что нужно, чтобы найти парящий остров и как убежать от агентов Государственной службы — в нашем материале.

Сейчас Ghibli — известнейшая анимационная студия, но 40 лет назад всё было совсем не так. Не особо популярный мультипликатор Хаяо Миядзаки, который на тот момент уже выпустил легендарную «Навсикаю из долины ветров» (1984), и его давний друг Исао Такахата думали, что бы такого дать миру, чтобы громко заявить о себе и переплюнуть конкурентов. Именно отсюда и начинается история Лапуты. 

«Небесный замок Лапута» смотреть
Кадр из аниме «Небесный замок Лапута»

Таинственный летающий остров — старинная легенда. Одни поговаривают, что там таятся несметные богатства, а другие пугают технологиями, способными поработить всё человечество. Лишь единицам удалось увидеть Лапуту наяву, и один из них — отец Пазу. Мальчик всю жизнь грезил неизведанным островом, а в его сердце таилась обида на всех тех, кто не верил его отцу и считал сумасшедшим.

По воле судьбы с небес на землю и прямо в руки Пазу спускается девочка Сита, хранящая небесный камень, — единственный навигатор до Лапуты. Именно из-за этого артефакта за детьми охотятся воздушные пираты и агенты Госслужбы. Ребятам предстоит узнать тайны мироздания, покопаться в своём прошлом и отыскать легендарный остров Лапута. Именно так мы и получаем одного из известнейших представителей стимпанка с несоответствующими для времени технологиями и социальным расслоением. 

Первые идеи сюжета «Небесного замка Лапута» были далеки от конечного результата. Со своего прошлого места работы (студии Toho) Миядзаки прихватил идею о путешествии двух французов с капитаном Немо из романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Но права остались на старом месте, и мэтру пришлось думать над новым захватывающим путешествием.

В основу «Лапуты» легла манга «Злой повелитель пустыни» Тэдзудзи Фукусимы. Образы были взяты с уэльских пейзажей и шахтёров, с которыми режиссёр познакомился во время визита в Великобританию. Вдохновение пришло от «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта, где в одной из частей герой долетает до парящего острова Лапута при помощи огромного магнита. В начале аниме даже есть сцена, в которой Пазу рассказывает Сите про Свифта и что его остров — глупая выдумка. 

У Свифта в «Путешествиях Гулливера» написано про Лапуту, но там один вымысел, а это отец сам нарисовал

«Небесный замок Лапута» Хаяо Миядзаки
Кадр из аниме «Небесный замок Лапута»

Так и появилась смесь фэнтези, фантастики, стимпанка, обычного быта и социалистических взглядов. Неплохая такая солянка для истории о маленьких детях-путешественниках, чем-то напоминающая легенду о затерянной Атлантиде. 

Тема полёта часто появляется в работах Миядзаки, будь то «Ведьмина служба доставки» с очаровательной ведьмочкой Кики, разрезающей облака на метле, «Порко Россо», кружащий по небу на самолётах, или «Ветер крепчает», где покорение неба на поразительных аппаратах — мечта всей жизни. Небо и его освоение — метафора полёта фантазии и свободы души. Только бороздя воздух, можно дать волю мысли и освободиться от земных проблем.

Как следствие — главные волнующие темы: экология, противопоставление милитаризма пацифизму и толика феминизма, который будет прослеживаться во всех работах режиссёра. Будь то равноправные по экранному времени и важности Ситы и Пазу, или сильная и волевая глава банды воздушных пиратов Дора. Чего уж говорить о «Принцессе Мононоке». К слову, именно вольные герои для Миядзаки ближе всего. 

Армия для аниматора служит воплощением вселенского зла. И оно не удивительно. Тема войны не обходит ни одно его произведение, и «Лапута» — не исключение. Конечно, здесь нет прямого театра военных действий или разгромленных кораблей, приплывающих к гавани, как бы напоминая о войне где-то вдалеке. Но есть время, в которое происходят события, — ориентировочно начало XX века, предшествующее всем ужасам в виде мировых войн или установлению тоталитарных режимов. 

«Небесный замок Лапута» аниме
Кадр из аниме «Небесный замок Лапута»

«Лапута» становится той утопией, где хорошие побеждают плохих и не дают всеобъемлющему злу установить господство. Полковник Муска, преследовавший главных героев, оказывается одним из потомков рода лапута. Он становится тем ужасом, который гонится за целью возродить народ и использовать технический прогресс Лапуты в целях установления контроля над миром. Как итог — мир не порабощён, а загадочный остров самоочищается. 

Своеобразным освобождением Лапуты от людей Миядзаки говорит о теме экологии и природы. Когда Сита произносит заклинание, и Лапута начинает рушиться, уничтожается всё, что было создано руками человека. Оказывается, что в основе острова было дерево, и именно оно поддерживало Лапуту, а не люди. 

Так, летающий клочок земли становится метафорой очищения природы от человеческого воздействия. Да и народ, покинувший Лапуту, уходил с острова явно не под метеориты и выжигающий кислотный дождь, да и не война стала причиной его исчезновения. Скорее всего, люди ушли добровольно, что в очередной раз говорит, что природа способна отдалить и убрать от себя все остатки цивилизации. 

Но и далеко не все люди у Миядзаки алчные злодеи с автоматами. Пираты — да, с автоматами — да, но никак не злодеи. И ярче всего это показано не на главных героях-детях, а на Доре и её семье. Именно они свободны, бороздят небо и живут полётом. Их мечты — не покорение мира, а всего лишь золото. Как показывает мэтр, если свободны они, то свободна и их душа. Она не заточена в рамки, а способна любить и принимать к себе новых людей, делая их частью семьи. 

«Небесный замок Лапута» мультфильм
Кадр из аниме «Небесный замок Лапута»

«Небесный замок Лапута» — зрелищное путешествие раннего Миядзаки. Да, здесь мало драмы, да и сюжет следует всем канонам повествования, нетипичным для аниматора. Но «Лапута» — самое воздушное (в прямом и переносном смысле) творение режиссёра, где показано, на что способна гармония, будь то между человеком и природой или реальностью и фантастикой. И как бы поэтично не звучало — добиться можно любых высот и реализовать всякие мечты. Достаточно лишь отпустить душу в полёт, где она доберётся до любого парящего замка. 

Теперь я понимаю, почему Лапута была разрушена. В моей долине поют одну песню: «Опусти корни в землю. Живи на пару с ветром. Зиму встречай с семенами, а весной пой с птицами. Какое бы страшное оружие тут ни было, сколько бы несчастных роботов мы ни создали, мы не сможем прожить без земли!»

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Универсальный язык Previous post Из Канады с любовью: рецензия на фильм «Универсальный язык»
сериал Разделение, 2 сезон Next post «Разделение» — сериал Бена Стиллера, который не перестает удивлять. Что скрывает Колд-Харбор?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *