Первый «Джиперс Криперс» вышел в 2001-м году и вернул многим веру в то, что слэшер в его классическом изводе жив (третья часть великого «Крика» годом ранее эту веру практически похоронила). Это была хорошая, снятая уверенной рукой режиссёра Виктора Сальвы бэха, которую несколько облагораживали продюсерское участие Ф. Ф. Копполы и то, что маньяк Крипер шил из жертв коврик, то есть был человеком (древним чудовищем), не чуждым искусству.
Вторая часть не предлагала ничего особенно нового: школьный автобус, растерянные подростки, зловещий Крипер, темная ночь. Мрачная поэзия первого фильма перетекла в «Достоевский лайт» второго, третья часть вообще немного деревенская проза, притом далеко, прямо скажем, не Шукшин, а четвертый заход во вселенную с амбициозным названием «Джиперс Криперс: Возрождённый» ожидаемо оказался самым обыкновенным фанфиком.
Как и всякий фанфик, «Джиперс Криперс: Возрождённый» не обязательно плох, но крайне не обязателен. Он начинается с милой зарисовки про двух пенсионеров, встречающих свою не слишком радостную судьбу в виде злополучного грузовика монстра на всем знакомом шоссе. После такой не слишком хорошо скрытой отсылки к оригинальному «Криперсу» мы встречаем главных героев – вновь пару, но молодую.
Чейз (Имран Адамс), фанат хорроров и чего-то в духе телеканала ТВ-3, знает про Крипера всё, смотрел про него три кинокартины, где всё переврали (постмодернистский запал авторов не знает порой границ) и стремится на фестиваль гиков от мира ужасов. Проводится этот шабаш для фанатов «Хэллоуина» и прочих замечательных фильмов (так скучно, как здесь, снять такое занимательное мероприятие надо уметь), совпадение ли, в местах, где когда-то орудовал Крипер, но Чейз этому, естественно, только рад.
Не рада лишь его подружка Лейн (Сидни Крейвен), биолог и вообще довольно рациональная девушка, которая к тому же беременна от незадачливого любителя крипоты. Эта милая пара доезжает всё-таки до фестиваля, по пути попав в магазинчик сувениров, принадлежащий, что характерно, загадочной чернокнижнице. После такой приятной встречи Лейн начинают мучать кошмары о судьбе нерожденного ребенка, которые кажутся пророческими, а в разгар фан-конвента появляется Крипер и устраивает снова свою кровавую жатву (вялую).
Крейвен и Адамс стараются, как могут, оба неплохие, к слову, артисты, но у героя Адамса более-менее все реплики начинаются с обращения «малыш» и заканчиваются им же, что, в общем, не способствует раскрытию актерского потенциала, а Лейн в начале фильма выступает голосом разума, а где-то с середины уже полностью полагается на зловещие видения и информацию из ниоткуда (хотя этим франшиза и славится – в каждом фильме есть экстрасенс, а герои знают о Крипере больше, чем должны).
Значительная часть действия построена на размытых кадрах с мрачными людьми в черных балахонах и потугах героев переиграть Крипера, которому, складывается ощущение, до них и дела нет. Но в какой-то момент станет понятно, что в молодых людях старина Крипер очень даже заинтересован, а готические видения предвещают вполне реальную беду и даже воплотятся в качестве реальности в те полтора часа, что длится картина. Проблема в том, чтобы этот момент не проспать. У «Джиперса Криперса» хватает минусов – он довольно неловко снят, у него совсем никакие светофильтры, сюжет сложно назвать даже избитым (слабое слово) – но главный из них в том, что это попросту неинтересное кино.
Неинтересен «Джиперс Криперс: Возрожденный» по многим причинам, в основном из-за того, что появившийся всего двадцать лет назад (школьник еще рядом с Фредди и Майклом Майерсом) Крипер так стремительно устарел: его сюрикены из человеческих костей кажутся архаизмом, его тенденция возрождаться каждые 23 года – глупостью (прежде всего, зачем?), да и сам он выглядит как рудимент эпохи. Медленно бегает, тяжело дышит, убивает скучно и не слишком изобретательно. Кинуть в спину девушке тяжеленный топор сможет, если не каждый дурак, то каждый физически сильный дурак. Честное слово, не спартакиада же.
Крипер, как говорит героиня Лейн, устал, и это, если честно, видно. Ему как будто и убивать не хочется, и охотиться лень, а самый живой и трогательный момент фильма – когда в суматохе жертвы Крипера разбивают его любимую виниловую пластинку с песней Армстронга: меланхоличное «Jeepers Creepers, where’d ya get those eyes?» грубо обрывается, чудовище смотрит на своих противников со странной тоской и как будто надеется, что через 23 года, когда надо будет возрождаться снова, человечество успеет уничтожить себя само.
Как бы соответствуя своему герою, открещивается от всякой изобретательности и режиссёр Тимо Вуоренсола, финский фантаст-самородок: то тут, то там мелькают, сменяя друг друга, заимствования из чужих (хороших) фильмов. Под видом картины «Джиперс Криперс: Возрождённый» предлагается забавная пародия на «Ребенка Розмари», несколько аллюзий к «Пятнице, 13-е», кадры с Крипером, где он страшно похож на Фредди Крюгера, обилие отсылок к прошлым частям и всякие прочие непритязательные радости. Их кульминацией становится момент, когда ближе к концу начался уже совсем открыто фильм «Птицы», притом на Хичкока это похоже скорее в замысле, вообще же выглядит как «Птицекалипсис 3».
Смотреть на это всё не слишком интересно, идея, что в эпоху постмодернизма даже настоящие монстры — всё те же гики-косплееры, только несколько более поверившие в свой образ, конечно, любопытна, но тоже не нова. Тех, кто видел фильм «Пятница, 13-е. Часть 4», таким совсем не удивишь, фанаты фильма «Крик» и вовсе пожмут плечами. Особенно обидно смотреть на «возрождение» Крипера, если помнить, с каким изяществом и даже достоинством воскресал в свое время Джейсон в шестой «Пятнице», поворотном для слэшеров фильме. Но восьмидесятые закончились уже слишком давно — и смотреть нам теперь плохие перезапуски плохих франшиз. Что поделать, надо жить. Точнее, нам надо, Криперсу-то вот уже не слишком.