Лучшие части франшизы «Миссия невыполнима» неизменно предлагали зрителю не только аттракцион, но и иконические противостояния Итана Ханта с разномастными антагонистами: бывший наставник Джим Фелпс (Джон Войт), инфернальный корпорат Оуэн Дэвиан (Филип Сеймур Хоффман), профессор Хендрикс (Микаэл Нюквист), угрюмый агент Сидоров (Владимир Машков) и, конечно, отступник Соломон Лэйн (Шон Харрис).
«Финальная расплата» детривиализирует злодейское амплуа, и впервые в серии Итан Хант борется не с человеком, но с Сущностью – искусственным интеллектом, постепенно захватывающим контроль над сверхдержавными ядерными запасами. Можно заметить легкий отпечаток раздавленного насекомого на стене – Габриэля (Эсай Моралес), которому ранее было дозволено умертвить возлюбленную Ханта, но к финалу его влияние выветривается, и он становится очередной неудачно сбежавшей добычей Тома Круза.

Бог из программы
Сущность – самый неизобретательный и безынтересный представитель семейства Artificia rationalis. Сущность уступает в харизме ГЛаДОС из Portal и SHODAN из System Shock, не может похвастаться зловещей природой происхождения, как оцифрованное сознание паралитика из сериального аниме «Ковбой Бибоп» или Альт Каннингем из Cyberpunk 2077, ее план абсурден, и в него сложнее поверить, чем в замысел Скайнет, однако Сущность – именно то зло, которого заслуживает финал великой франшизы: она и есть финал, у них тождественные принципы функционирования.
Сущность – это сумма всех величин и последняя станция для Итана Ханта. Она появилась во франшизе только благодаря моде на нейросетевой алармизм, но у нее есть и другая задача: объединить семейство фильмов «Миссия невыполнима», обучиться на них и закольцевать историю. Именно поэтому «Финальная расплата» расстилает перед зрителем шведский стол фансервиса.
Вы помните проект «Кроличья лапка» и ненавидите ухмылку Хоффмана? Теперь они сквозь небытие напоминают Итану и вам, что никакой победы в третьей части не было. Вам нравятся аналоговые «аксессуары» серии? Тогда сообщение от президента США будет проиграно на самовоспламеняющейся кассете. Вы хотите верить, что подобных Ханту можно встретить на улице, столкнуться плечами? Тогда с вами расстанутся в безотказной манере фильма «Протокол Фантом».

Такая разная Америка
Безусловно, предметы культа, фетишизация присутствовали в каждом эпизоде, но «Финальная расплата» не просто продает – она бесхитростно и искренне разговаривает со зрителем, оставляет подстрочные метакомментарии: будущее и настоящее – справедливая сумма человеческих и художественных решений съемочной команды, Итана Ханта, Тома Круза, Реджи, Саймона Пегга, Маккуорри и многих других. Второе из двух важнейших посланий – миру все еще нужен Итан Хант, а значит и сыгравший его актер, и в это невозможно не поверить. Том Круз – главная американская звезда, и ключевое слово здесь – «американская».
Он прошел путь от наследника Бена Брэддока и дальнего пращура героев американских подростковых комедий нулевых в «Рискованном бизнесе», предвосхитил моду на кровопийц в «Интервью с вампиром» и агрессивное мужское движение в «Магнолии», обтесал образ исконного слепого карьериста в картинах «Джерри Магуайер» и «Человек дождя», надел костюм хорошего парня Рона Ковика и отправился вместе с Америкой на фронт, чтобы проиграть. Кажется, остановиться ему позволили лишь маски его главного детища – «Миссия невыполнима».
Актеры-голоса поколения с годами и километрами пленки, как правило, становятся изощреннее, «тоньше» и меланхоличнее, либо обрывают серьезный диалог и доживают, зарабатывают, ходят на вечерние шоу. Том Круз же, как бикфордов шнур, привлекает все больше внимания с каждой секундой приближения к окончанию, взрывчатому веществу, он становится еще громче и светозарнее – это его способ борьбы с утекающем временем.

Поэтому «Финальная расплата», не будучи самым сильным фильмом во франшизе, резюмирует жизнь Тома Круза, а вместе с ним и глянцевый опыт витринного лика американца. «Судьба, затрагивающее все живое», человек, способный победить бога, миротворец в эпоху политического средневековья. «Миссия невыполнима» – та граница, что подтверждает своим существованием невозможность возращения к прошлому.
Парадоксально, но сумма всех решений ни коим образом не увязывается с младшими единицами, слагаемыми. Культурный опыт американца, равно как и представителя любой другой национальности, не всегда делает его тем, кем он является, но зато многое значит отказ нации или человека от самих себя. Мы слабо помним предыдущие ключевые американские роли-архетипы Тома Круза, потому что есть одна доминирующая и последняя – Итан Хант.
Новое донкихотство и неутомимый Итан Хант
Презрев прошлое, «Финальная расплата» не может сплести историю франшизы в одну нить. Трехчасовой фильм в первую треть заслуживает называться худшим образчиком голливудской сценаристики и самой пюреобразной структуры за всю карьеру Тома Круза, наравне с триллером «Львы на ягнят» и перезапуском «Мумии» от студии Universal.
Кристофер Маккуорри – ловкий трюкач, но посредственный режиссер и сценарист. Его творческий путь – это не фильмы, а моменты. «А вы помните сцену с вертолетом?»; «А как вам мотоциклетный поединок Ханта с Эльзой Фауст?» – Маккуорри повезло стать оруженосцем Тома Круза и навсегда забыть о роптаньи драматургии.
Если и давать определение свежей работе постановщика, то это «фильм в фильме», экшен-сегменты которого подобны комплексным танцевальным номерам в мюзиклах Боба Фосса. Естественно, картина не оставляет зрителя без коротких перебивок на трехминутные рукопашные схватки, но не стоит ждать от восьмой части откровений в области боевой эквилибристики, коим было знаковое туалетное мочиволо с Генри Кавиллом.
Зато у «Финальной расплаты» есть ровно два получасовых сюрприза: подводный и воздушный. Первый безальтернативно возводит фильм в ранг самого креативного блокбастера последних десяти лет, а второй изящно намекает: адреналиновый ледник серии неисчерпаем. Речь, разумеется, о проникновении Итана Ханта на борт затонувшей подводной лодки «Севастополь», нафаршированной ядерными боеголовками и трупами экипажа, а также преследование Габриэля на малогабаритном биплане. Могут ли две безупречные сцены, удачный ситуативный юмор, высокие ставки, перерывы на задорный мордобой и безбашенный актер оправдать сумбурную экспозицию, дурнопахнущий сценарий и трехчасовой хронометраж? Могут, и проворачивают это уже далеко не в первый раз.

«Миссия невыполнима» не может существовать иначе. Это всегда загнанная вспененная лошадь, живые примеры невиданной ранее отваги, исключительные люди, совершающие подвиги. Итан Хант, как и все происходящее на экране, намеренно абстрагируется от обычного человека, его рутин и забот, что позволяет окупать раздутые бюджеты, но, в то же время, никак не помогает устранить вышеописанные проблемы, решения которых очень удачно избежал агентурный «дедушка» Ханта, британец с ослепительными манерами – Джемс Бонд.
Обращаясь к романам Йэна Флеминга об агенте 007, итальянский постструктуралист Умберто Эко использует такое понятие, как deja vu, подразумевая фотографически точное изложение чего-то, что уже хорошо знакомо читателям. Бонд все еще должен совершить большое дело, но он не мечется от одного превозмогания к другому, потому что ему дозволено жить. Агент курит сигары, пьет дорогой алкоголь, играет в азартные игры, заигрывает с молодыми девушками, посещает курорты и никуда не спешит.
Творческая манера Флеминга перекочевала и в кино, где была доведена до абсурда. Например, в «Голдфингере» 1964 года, герой Шона Коннери, неудачно пошпионив за антагонистом, попадает в плен, в котором бездвижно сидит до самого конца. Спасти мир от финансового кризиса и возможной войны между Китаем и США ему помогает своевременное соблазнение женщины. Для достижения одних и тех же целей Бонд и Хант склоняются не только к разным методам, но и к непересекающимся стилям жизни.
Однако не Джеймс Бонд поднимался по Бурдж-Халифа, карабкался по веревке на вертолет и задерживал дыхание на шесть минут. Постепенно кинематограф приходит к тому, что и побочная черта может стать главной и онтологически незаменимой. К сожалению, вручение каскадерского Оскара преступно отложено на 2028 год, и, поэтому Тому Крузу и его съемочной команде остается довольствоваться заслуженными признаниями в любви со всех концов света.
Трейлер: