«Минари» внезапно оказался фильмом, который от начала и до конца служит тому, чтобы зритель проникся персонажами. Ни событиями, ни перипетиями, а именно персонажами, застрявшими на стыке двух культур. Зрелище вышло любопытное, но достаточно ли интересное?
Что из себя представляет «Минари»
«Минари» – яркий представитель так называемого «анализа персонажа». Нам показывают небольшой, но важный срез жизни героев и то, как эти герои себя ведут в разных ситуациях. О чём они мечтают, к чему стремятся, чем жертвуют.
В принципе, у фильма это получается. Но… Это нельзя записать в безоговорочные победы фильма, потому что не вызвать у зрителя никаких чувств за 90 минут, проведённых с персонажами, надо ещё постараться. Безусловно, можно привести множество примеров фильмов, у которых даже это не получается (мы смотрим на тебя, «Довод»), но жанр ведь обязывает.
Хорош или нет?
С одной стороны, фильм очень даже неплох. Он вызывает чувства – пусть лишь в конце и лишь если вам в какой-то момент стало не всё равно, что происходит с героями. Картинка поставлена удачно, актёры играют замечательно.
С другой стороны, заигрывание с темами пересечения Америки и Южной Кореи явно наталкивает на мысль, что всё это – большая попытка попасть в номинанты на Оскар. К тому же, вас постоянно провоцируют на «пожалейку» – смотрите, какие у нас хорошие герои, разве вам их не жалко?
Несмотря на это, некоторые темы, которые поднимает фильм, получают неплохое развитие. Мы решили перечислить несколько, чтобы при просмотре вы могли обратить на них внимание и тоже поразмышлять на эту тему – или же принять решение не смотреть его вовсе.
Мотив пользы для окружающих
«Минари» на протяжении всего времени рефлексирует на тему пользы. Приносит ли погоня за своей мечтой пользу окружающим? Можно ли быть полезным после того, как тебя подвело собственное тело?
Главные герои портят многое из того, что у них есть, чтобы доказать свою полезность. Причём доказать они её пытаются эгоистично, самому себе.
Главный герой пытается доказать, что он может прокормить семью, следуя за своей мечтой. Он тратит много денег и усилий на достижение мечты, уговаривая себя, что делает это на благо семьи. Однако мы прекрасно понимаем, что это – эгоистичные попытки принести пользу.
Его жена хочет принести пользу для семьи, абсолютно не беря в расчёт мечты и стремления своего мужа, и практически не пытается ему помочь.
Сосед героев, религиозный фанатик, старается быть полезным – во многом потому, что ему нужна работа, а не из чувств к конкретным людям, которым помогает.
Самый печальный и самый душераздирающий аспект этого мотива – попытки доказать полезность со стороны бабушки персонажей – но это уже будет небольшим спойлером.
Да что говорить – одна из ключевых сцен в самом начале фильма является прямой метафорой того, что делает общество с бесполезными элементами, в нашем случае на примере цыплят.
Религиозные и расовые мотивы
Религия составляет важную часть этого фильма. Именно в церкви герои встречают людей, которые относятся к ним с добротой и теплотой, принимают в свои объятия. Герои идут в церковь, когда не знают, что делать, или когда надо попробовать влиться в общество людей.
В то же время эта теплота противопоставляется непосредственности, с которой дети подходят к расовым тематикам. Словно в противовес #BlackLivesMatter нам пытаются сказать – «Посмотрите, эти люди – расисты, они растят детей-расистов. Но разве это всегда так уж плохо? Люди (особенно дети) видят различия во внешности и не пытаются фильтровать свою речь, но это не мешает им проявлять доброту и даже дружить».
С другой стороны, многие американцы Вам бы сказали, что бытовой расизм так же опасен, как и агрессивный, потому что непременно в него выливается. Таким образом фильм провоцирует на разговор, что есть хорошо.
И хотя нельзя не похвалить «Минари» за интересный подход к раскрытию расовых вопросов, не получается также отделаться от мысли, что это сделано в расчёте на Оскар.
Подведение итогов
«Минари» можно смело записать в список «фильм хороший, но ничего особенного». Больно много их в последнее время выходит, практически весь прошлый год состоял именно из таких фильмов. Хороших, но ничего особенного.
Режиссуру и актёров можно запросто хвалить – Ли Айзек Чун отлично справился с поставленной задачей и как минимум смог внести разнообразие в предложенный ему материал, а Стивен Ён (глава семейства Джейкоб) и Юн Ёджон (бабушка Сунджа) играли достаточно приятно.
Тем не менее я не могу сказать точно, кому бы могла посоветовать этот фильм. Есть множество хороших картин про жизнь, про людей, про взросление, которые вызывали гораздо больший отклик. И это печально, потому что в мире так много происходит, и хочется, чтобы кино помогало отвлечься от того, что нас окружает, и унести в свои волшебные миры. Но нет.