Хорошая экранизация не всегда означает, что в конце концов получится хороший фильм. Иногда режиссёр так сильно старается перенести на экран максимум написанного на бумаге, что картина рассыпается как карточный домик, пытаясь быть всем и сразу. «Мартин Иден» Джека Лондона – очень неоднозначный и безусловно выдающийся роман. Какой же вышла его новая экранизация, которая наконец-то доберётся до нашего проката 26 августа?
«Мартин Иден», первоисточник
Тем, кто хочет сразу приступить к обсуждению фильма, придётся немного обождать. Для того чтобы понять «Мартина Идена», нужно знать контекст его написания и проблемы попыток его экранизаций в современности.
Если мы посмотрим на классику литературы, то найдём бесконечное множество примеров того, как через книгу автор передаёт свои взгляды и убеждения, пассивно повлияв на реальный мир.
Джек Лондон придерживался социалистических взглядов, поэтому наделил своего героя полностью противоположными, индивидуалистическими убеждениями, чтобы его разочарование в мире несло практически притчевый характер. Не стоит забывать, что роман был закончен в 1909 году, в период крупных профсоюзных движений, а до Красного Октября оставалось совсем недолго.
Всё накипевшее в себе и в обществе Лондон старался передать через этот полубиографический роман.
Вот теперь можно и приступить к фильму.
Фигура первая, сентиментальная
Первая половина фильма прекрасна. Я не знаю, как это ещё сказать по-другому, но Пьетро Марчелло снял всё происходящее так, что его запросто можно было бы выдать за классический итальянский кинематограф. Прекрасная картинка, отличное музыкальное сопровождение (когда зазвучал Salut Джо Дассена, я почти прослезилась), замечательные актёрские работы.
Хочется отдельно упомянуть Луку Маринелли, который наделил своего персонажа простотой и харизмой, за которыми так приятно было наблюдать весь фильм. Его Мартин Иден одновременно пролетарий и интеллигент, приземлённый и утончённый – то есть ровно такой, какой надо.
Вся первая часть пропахла морем и морскими доками, бумагой старых книг и углём в плавильне, хламом из лавки старьёвщика и деревенскими полями. На этом фоне хрупкая молодая влюблённость цветёт особенно ярко и не оставляет зрителя равнодушным.
Фигура вторая, политическая
Как и в некоторых других наших обзорах, обойтись без политики просто невозможно, в силу сильной ангажированности картины. Уж простите.
Где-то ко второй части фундамент картины постепенно начинает рушиться. «Мартин Иден» вводит политическую подоплёку, на которую до этого только намекал, и старается передать её слово в слово как у Лондона, потеряв по дороге смысл, который был Лондоном вложен.
Индивидуализм Идена показан как правильный путь мышления, как хорошая антитеза социализму, демонстрируемому в картине. Политическое и философское разнообразие романа здесь представлено лишь небольшим кружком по интересам и двумя выступлениями на дебатах (в одном из них участвовал даже не сам Мартин), причём в обоих случаях не было никаких, совершенно никаких ответных выпадов со стороны оппонентов харизматичного главного героя.
Какой из этого можно сделать вывод? Режиссёр взял источник, в котором главный герой оказался ему близок по духу, и экранизировал его на голубом глазу, не попытавшись вникнуть в более глубокую мысль Лондона.
Марчелло не разглядел (или намеренно опустил) иронию, с которой Лондон описывает реакцию окружения на индивидуализм Идена, поэтому рассуждения Мартина о работягах как об обществе игнорирующих индивидуальность рабов, обязанных так или иначе прислуживать хозяевам-индивидуалистам, «белокурым бестиям», представлены тут совершенно серьёзно.
Если вкратце, то нежная и хрупкая история любви превращается в странное и неоднозначное политическое высказывание.
Фигура третья, заключительная
Нам осталось ответить на последний вопрос. Хорошо ли экранизирован «Мартин Иден»?
Что ж, он достаточно близок к букве оригинала, повторяя целые пассажи Джека Лондона. Он следует сюжетной канве, только иногда меняя последовательность тех или иных событий в угоду замыслу режиссёра. Он слегка затянут, особенно к концу, но ведь так можно вместить на экран больше происходящего в книге, верно?
Однако экранизации нужно уметь не только впихнуть как можно больше оригинального текста в сценарий. Особенно в таких, полубиографических произведениях нужно ухватить, для чего и в каком историческом контексте появился роман, кто был его автор и какой у него был посыл.
Так что «Мартин Иден», удивительно красивый и атмосферный фильм, с отличными режиссерской, операторской и актёрскими работами, и удачным саундтреком становится именно хорошей экранизацией, которую мы очень даже рекомендуем посмотреть, если вы любите европейское кино.
Хорошей. Но не отличной.
«Мартин Иден» в российском прокате с 26 августа.